Отчет о походе III-й к.с. на Киргизский хребет


ПРИМЕЧАНИЕ: Настоящий отчёт является свободной информацией и и может быть использован в личных целях и cкопирован, без каких-либо ограничений со стороны автора.
Копия данного отчета доступна в разделе ТурКлуб сервера Новосибирского Института Геологии

Район: Республика Кыргызстан, Киргизский хр.
Категория: 3-ка горная
Руководитель: Зырянов И.Л.
Маршрутная книжка: 0-6-96
Маршрут:

г.Новосибирск - г.Алматы - г.Бишкек - а/л"Ала-Арча" - стоянка Рацека, ущ. Топ-Карагай (акклиматизационные радиальные выходы с целью заноса забросок) - пер.Майда-Адыр(1А,4050) - траверс п.Адыгене(2А,4400) с пер.Майда-Адыр на пер.Панфилова - лед.Смена - пер.Саватор-Ашу(2А,4000) - р.Ала-Арча - ущ.Топ-Карагай - стоянка Рацека - Коронские стоянки - п.Корона(2А,4865) (радиальный выход) - Семенские стоянки - п.Семенова-Тяньшаньского(2А,4875) (радиальный выход) - пер.Байчечекей(1Б,4300) - р.Чонкурчак - пер.Восточный(1А,3900) - р.Кашка-Суу - пос.Кашка-Суу - г.Бишкек - г.Алматы - г.Новосибирск
Сроки: 29 января 1996г. - 9 февраля 1996г.


Содержание


Краткая характеристика района похода

Киргизский горный хребет расположен в 40-60 км от г.Бишкек(бывший Фрунзе). Он находится в северной части Тянь-Шаня в пределах нынешней республики Кыргызстан (бывшая Киргизская ССР). Хребет протянулся на 400км с запада на восток от г.Джамбыл до Боомского ущелья реки Чу. В средней части он смыкается с Таласским хребтом, а через водораздел бассейнов рек Каракол Зап. и Каракол Вост. с хребтом Кара-Мойнок, расположенным южнее и почти параллельным Киргизскому. Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000м. Наивысшие:

Климат района, в целом, континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди и снегопады - повышенная лавинная опасность. Лето влажное и прохладное. Наиболее теплый и сухой месяц лета - август. Осень ясная, теплая и сухая. Самый теплый месяц осени - сентябрь. Ноябрь - холодный зимний месяц. Зима холодная, но не суровая: долины защищены хребтами от северных ветров. Наиболее холодный месяц зимы - февраль.
В районе большое количество перевалов 1А, 1Б и достаточное количество перевалов 2А, 2Б. Это дает возможность совершать в районе походы I-IV к.с. Все перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру.
Район популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности, высокой техничности маршрутов. Особенно привлекает и туристов и альпинистов Аксайская подкова, с хорошими подходами, очень красивыми и технически сложными маршрутами.

Справочная информация о группе и о маршруте

Состав Группы

Ф.И.О. Год рожд. Домашний адрес Опыт Обязанности
Зырянов Игорь Львович 1972 Пирогова 18а,307 Vз-у,IIо Руководитель
Миронов Сергей Петрович 1964 VIл-у,Vз Зам.руководителя
Кобицкий Андрей Юрьевич 1976 Гоголя 3a,12 IIо Врач
Евтушенко Павел Николаевич 1975 Пирогова 14-501 IIо Ремнаборщик
Манжалей Александр Викторович 1977 Русская 31-27 IIз Фотограф
Красов Андрей Александрович 1974 Пирогова 18-406 IIз Завхоз
Рыбаков Дмитрий Александрович 1974 Пирогова 18-217 IIз Отв. за транспорт
Панич Евгений Александрович 1977 Морской пр.13-37 IIз Отв. за снаряжение

Материальное обеспечение группы

Групповое снаряжение группы было стандартным для зимних походов III к.с. в нашей секции. Расклад продуктов был также стандартным из расчета 650 гр./чел. Бензина было взято из расчета 1.3 литра/день 16 литров, это было несколько ошибочным решением, т.е. бензина хватало, но впритык. Данное обстоятельство доставило беспокойство нашей группе, и как только выдалась подходящая возможность пополнить запасы бензина - мы тут же ей воспользовались.

Специальное групповое снаряжение

Наименование Количество
Палатки 4-х местные 2 шт.
Веревки основные ¤ 10 3 шт.(40м,40м,60м)
Репшнур ¤ 6 1 шт.(60м)
Крючья скальные 20 шт.
Ледобуры 20 шт.
Снегосброс 1 шт.
Карабины общественные 20 шт.
Лавинные зонды 2 шт.
Лавинные лопаты 2 шт.
Спальники 3 шт.(3-х,4-х и 1-местные)
Примуса 3 шт.

Личное снаряжение

Наименование Количество
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 12-зубые 1 пара
Зажим (жумар) 1 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Подвесная система 1 шт.
Каска 1 шт.
Карабины личные 4 шт.
Очки солнцезащитные 1 шт.
Рюкзак 1 шт.
Снегоступы 1 пара
Хоба 1 шт.
Лавинный шнур 1 шт.

Насчет личного снаряжения нужно отметить что использование снегоступов в зимних походах оправдало себя даже в малоснежный год. Вес у них небольшой, - а выигрыш, по времени прохождения некоторых участков, настолько большой, что перекрывает все возможные неудобства по их переноске или изготовлению.

Нитка маршрута

Данный маршрут является достаточно стандартным для Клуба горного туризма НГУ, в районе Киргизского хребта. Фактически почти каждую зиму ходится нечто подобное с небольшими изменениями или дополнениями.
Таким образом наш заявленый маршрут представлял из себя следующее:
г.Новосибирск - г.Алматы - г.Бишкек - а/л"Ала-Арча" - стоянка Рацека, ущ. Топ-Карагай (акклиматизационные радиальные выходы с целью заноса забросок) - пер.Майда-Адыр(1А,4050) - траверс п.Адыгене(2А,4300) с пер.Майда-Адыр на пер.Панфилова - лед.Смена - пер.Саватор-Ашу(2А,4000) - р.Ала-Арча - ущ.Топ-Карагай - связка пер.Симонова-пер.Теке-Тор(2А,3800-3900) - Коронские стоянки - п.Корона(2А,4765) (радиальный выход) - Семенские стоянки - п.Семена Тяньшаньского(2А,4855) (радиальный выход) - пер.Байчечекей(1Б,4300) - р.Чонкурчак - пер.Восточный(1А,3900) - р.Кашка-Суу - пос.Кашка-Суу - г.Бишкек - г.Алматы - г.Новосибирск
Для возможности манёвра были заявлены следующие запасные варианты:

График движения группы

Дата День пути Участок маршрута км Характер пути
29.01 1 Радиальные выходы к Стоянке Рацека и в ущелье Топ-Карагай с целью занесения забросок 8 Тропа до стоянки Рацека, в ущелье Топ-Карагай морены
30.01 2 Подходы под перевал Майда-Адыр 12 Тропа по левому борту р.Адыгене, выходящая на моренные гребни
31.01 3 Подъем на перевал Майда-Адыр, подъем по северному гребню вершины Адыгене к мульде, обработка склона 6 Морены лед.Адыгене, скально-осыпной гребень, снежно-ледовый склон, навеска 3-х веревок с вечера
1.02 4 Прохождение траверса Адыгене, спуск к лед. Панфилова и движение по нему до лед.Смена 10 Ледовый склон - частично в связках, остальное - 1 веревка навески; осыпной кулуар, открытый ледник, заснеженный курум на моренах лед.Панфилова
2.02 5 Подход под пер.Саватор-Ашу, его прохождение, спуск по ущелью Саватор к р.Ала-Арча 15 Морены лед.Смена, открытый ледник, осыпной склон с останцами скал, навеска 3-х веревок в скальном кулуаре, снежный склон, крупный заснеженный курум
3.02 6 Обход отрогов отделяющих ущ.Топ-Карагай от ущ.Ак-Сай, к а/л "Ала-Арча". подъем по ущ.Ак-Сай к стоянке Рацека 15 Тракторная дорога вдоль Ала-Арчи, тропа от альп-лагеря до стоянки Рацека
4.02 7 Подъем от Стоянки Рацека к Коронским стоянкам 5 Тропа по моренам ледника Аксайский, тропа по открытому леднику до Коронских стоянок
5.02 8 Радиальный выход на пик Корона 8 Снежно ледовый склон, навеска 10-ти веревок (5 вверх - 5 вниз)
6.02 9 Переход на Семенские стоянки 4 Морены Аксайского ледника, подбор заброски, подъем на Семенские стоянки по леднику Учитель
7.02 10 Радиальный выход на пик Семенова-Тяньшаньского 6 Снежно-ледовый кулуар, навеска 4-х веревок
8.02 11 Прохождение перевала Бачечекей, подход под перевал Восточный 9 Морены лед.Учитель, осыпной склон, спуск с перевала по рандклюфту лед.Байчечекей спуск сначала по леднику, а потом по его моренам - в ущ.Чонкурчак до поворота на перевал Восточный
9.02 12 Прохождение перевала Восточный, спуск по ущелью Кашка-Суу до поселка Кашка-Суу, выезд в населенку 12 Осыпной склон, моренные бугры верховьев ущ.Кашка-Суу, травянистый кулуар, тропа до горнолыжной базы, дорога до пос.Кашка-Суу

Описание прохождения маршрута

Траверс пика Адыгене (2А)

Траверс пика Адыгене, как с перевала Майда-Адыр(1А), так и с перевала Панфилова(2А), впервые был заявлен как перевал 2А в секции горного туризма НГУ в 1987 году группой Ю.Боровлева и успешно пройден. С тех пор траверс стал характерным перевалом для нашей секции. Можно отметить, что прохождение перевала со стороны пер. Панфилова (или лед.Панфилова по осыпному кулуару на самую вершину) является более простым, технически, путем прохождения траверса. Т.к. определяющей сложностью при прохождении перевала является южный гребень Адыгене ведущий на нее с пер. Майда-Адыр. Прохождение определяющего участка на спуск, намного облегчает преодоление перевала.
Мы проходили траверс с определяющей стороны и совершить прохождение мы расчитывали в два этапа:
  1. Подъем на пер.Майда-Адыр и обработка склона,
  2. Прохождение технического участка и спуск с вер.Адыгене.
Первый этап занял у нас, как и было предусмотрено по плану, два дня. В первый день подъема мы заночевали на моренных гребнях в ущелье Адыгене, ходку выше от устья ущелья ледника Смена. На второй день мы поднялись на пер.Майда-Адыр, на котором мы сняли прошлогоднюю записку группы НГУ под руководством Сергея Нечаева. После чего мы поднялись по гребню, дошли до мульды (первая ступень северного гребня Адыгене непосредственно перед техническим участком). В мульде мы встали на ночевку, а трое участников обработали начало склона. Мы повесили все наши три веревки и провесили, таким образом, 2/3 пути. Конфигурация северного гребня Адыгене такова, что выделяются две ступени: Надо сказать, что наутро в группе обнаружился больной (Женя Панич), состояние которого не позволяло идти ему на перевал. Было решено разделиться, чтобы одна группа спускала больного вниз, а вторая продолжала маршрут. При этом больной, в случае если он успеет восстановиться мог присоединиться к группе позже - на второй части маршрута, вместе с сопровождающим. Сопровождающий же должен был присоединиться к группе в любом случае (либо около Топ-Карагая, либо на Коронских стоянках). В качестве сопровождающего был многоопытный Сергей Миронов, все же остальные участники продолжили маршрут. Как оказалось позже Женя с Сергеем благополучно спустились в Ала-Арчу в тот же день.
Второй этап для нас не составил большой сложности: так как провешаные с вечера веревки сократили время подъема на вторую ступень, а далее путь проходит вправо по ступени; и, в снежные года, второй взлет обходится по фирну, с выходом на вершинный гребень и на вершину; а в малоснежные, как было у нас, второй взлет просто проходится в лоб (40м перил).
На вершине мы также обнаружили прошлогоднюю записку группы НГУ под руководством Сергея Нечаева. При выборе пути спуска были два равноценных варианта: Был выбран первый как более короткий, хотя в снежные года он может быть лавиноопасен. Спуск на ледник занял чуть менее двух часов, после чего мы, надев снегоступы за полтора часа спустились к леднику Смена и заночевали в скальном кармане на слиянии ледников Смена и Панфилова.

Перевал Саватор-Ашу (2А)

Про перевал Саватор-Ашу мы имели ограниченое количество информации: только то что это первая седловина от пер.Смена к северу, в том же гребне; да что ни на подъем, ни на спуск он особой технической сложности не представляет. Так оно в результате и оказалось, за исключением одного НО - перевал в сторону Ала-Арчи лавиноопасен. Но все по порядку.
После ночевки на слиянии ледников Сменинского и Панфилова мы за две ходки подошли под перевальный взлет. Надо отметить, что седловина перевала представляет из себя "гребенку" и путей для прохождения одного и того же перевала существует великое множество - надо только выбрать. Мы выбрали седловину самую ближнюю к пику Смена. Подъем скально-осыпной и не опасный. За одну ходку мы поднялись на седловину, на которой мы обнаружили старую петлю, и никаких признаков тура. Так как погода к поискам тура с запиской не настраивала - мы решили спускаться. Повесив три веревки (40+60+40) мы оказались на достаточно широком снежном склоне, внизу которого виднелись бараньи лбы. После этого мы прекратили навеску и уже пешком спустились чуть ниже лбов. Веревки 60+40 мы вешали только лишь из-за лавинной опасности - снег глубокий, рыхлый, а крутизна склона большая. А как только крутизна склона уменьшилась - мы прекратили и навеску.
После спуска с бараньих лбов мы надели снегоступы и начали спуск в сторону Ала-Арчи. Хотя через полторы ходки нам пришлось их снять - наличие снегоступов оказало нам неоценимую услугу.
Таким образом к семи часам вечера, как и было запланировано, мы спустились к Ала-Арче, перешли ее по мосту и заночевали под ущельем Топ-Карагай.

Отказ от прохождения связки Симонова-Текетор(2А)

Надо отметить, что прохождение связки Симонова-Текетор с самого начала ставилось нами под сомнение по причинам лавинной опасности. Но было включено в нитку маршрута т.к. у нас была информация об аномально малом количестве снега в районе. После прохождения перевала Саватор-Ашу, который имеет сходную экспозицию, было принято решение отказаться от прохождения данного элемента маршрута, т.к. снега на восточном склоне Саватора было предостаточно и были видны следы схода лавин. Причин предполагать сход лавин с перевала Текетор, по моим личным суждениям было более чем достаточно, а выбор как варианта замены прохождения пер.Текетор на траверс вершины Бокса не представлялся приемлемым т.к. это было бы дольше, чем обойти отроги разделяющие Топ-Карагай и Аксай, и подняться на Коронские стоянки через стоянку Рацека, и заведомо на порядок сложнее. Таким образом было решено налегке сходить за заброской оставленной нами в ущелье Топ-Карагай, и, спустившись до а/л "Ала-Арча" подняться до стоянки Рацека и далее до Коронских стоянок.
Подбор заброски занял у нас полтора часа. А к тому времени как мы спустились к месту ночевки, подошли Сергей Миронов и Женя Панич (восстановившийся к тому времени в достаточной мере, чтобы продолжать маршрут). Распределив заброску между участниками и пообедав, в около 12 часов мы вышли на обход связки Симонова-Текетор. К 19 часам того же дня группа, слегка растянувшись дошла к хижине на стоянка Рацека. Надо отметить, что начавшая портиться утром погода, к тому времени испортилась окончательно (дул сильный ветер и шел снег).
На следующий день мы вышли несколько позже обычного т.к. видимость была еще плохой, хотя снег уже перестал идти. Да и время нас не торопило т.к. было известно, что преодоление пути от стоянки Рацека до Коронских стоянок не занимает более одного светового дня, а реально занимает около 4-часов прогулочным шагом. Таким образом, выйдя в 10 часов, в около 13 часов мы были на месте. Остаток дня мы посвятили подготовке снаряжения и сбору информации о предстоящем маршруте у местных альпинистов, находившихся в этот момент на Коронских стоянках и готовившихся к восхождению на пик Свободный Корея по маршруту Барбера. Кроме Бишкекских альпинистов на Коронских находилась группа туристов НГУ совершавшая в том районе поход IV к.с.
Надо заметить, что когда мы проходили мимо перевала Текетор, мы отметили свежие лавинные конуса на перевале. Это лишний раз подвердило исключительную лавинную опасность данного перевала.

Радиальный выход на пик Корона(2А)

Маршрут подъема на 1 башню Короны хорошо известен и хожен нашими товарищами не раз. Но на этот раз проблема была в том что снега на Коронском леднике фактически не было, а был голимый лед. В данном случае подъем затруднялся тем что необходимо было провешивать фактически всю вторую ступень Коронского ледника и часть третьей. Тогда как обычно на второй ступени вешают максимум две веревки, или вообще не вешают, а на третьей не вешают ничего. Подъем собственно на башню можно осуществлять либо по левому, либо по правому кулуару. В левом больше льда, но скалы, выводящие на вершину, простые; а в правом льда меньше и он положе, но участок, около 15 метров, сравнительно сложных скал. В обоих случаях от трех до четырех веревок.
Так вышло, что четверка в тот же день намеревалась идти на Корону. Маршрут у них шел траверсом первой башни Короны со спуском на седловину перевала Корона-Северная и далее на траверс Семенова-Тяньшаньского, со спуском на Аламедин. Мы решили на Корону подниматься вместе. В последствии это вызвало замедление прохождения пути до третьей ступени Коронского ледника.
Подъем мы начали в 9 часов утра и к 10.30 обошли слева первую ступень ледника и подошли под вторую. Около 11-ти начали навеску. До 13.30 мы повесили 5 веревок (40+40+60+40+40) и вышли к мульде, под выходом на третью ступень Коронского ледника. Здесь решили подождать остальных, что собравшись пойти дальше. Подъем всех людей занял около двух(!) часов. Дальше выход на третью ступень поначалу казался несложным, но это только поначалу... Дело в том что обычно трещены, расположенные в этой части, забиты снегом и проходятся вообще без проблем. Тут же дело обстояло иначе - снега почти не было, а трещин много и они достаточно широкие. Стало понятно что пройти до Короны и вернуться до темноты мы не успеваем. Тогда мы помогли четверке с навеской двух веревок и начали спуск.
На спуск мы повесили такую же комбинацию веревок (5x40+40+60+40+40м), хотя спускались не по пути подъема, а чуть левее (орографически). И к 17-ти часам спустились к Коронским стоянкам. Таким образом маршрут восхождения на 1-ю башню Короны оказался сложнее чем предполагалось, и при данной технической подготовке, нам не хватило бы светового времени для его прохождения.

Радиальный выход на пик Семенова-Тяньшаньского(2А)

На следующий день после неудачной попытки восхождения на Корону, мы пошли на Семенские стоянки на леднике Учитель, как собственно и было запланировано изначально. Переход можно осуществлять либо по низу обходя гребень, идущий с Короны, и разделяющий Коронский и Учительский ледники; а можно через перелаз в этом гребне напротив пер.Текетор. Перелаз сокращает путь примерно вдвое. Но у нас в морене лед.Учитель, напротив нижнего конца вышеуказаного гребня лежала заброска, занесенная нами в первый день похода. И мы должны были ее подобрать. Поэтому мы не пошли через перелаз а решили спускаться до заброски. Весь обход, вместе с подбором заброски, занял у нас полдня.
На следующий день мы настроились, что маршрут на "Семена" (местное название пика Семенова-Тяньшаньского) мы можем и не пройти за световой день, кроме того по информации трехлетней давности пик. Семенова-Тяньшаньского был сложнее пика Корона. Поэтому мы шли скорее потренироваться, чем взойти на вершину. Но тут природа сыграла с нами еще одну шутку: Поначалу казалось что на верхней (определяющей) части маршрута снега вообще нет, что сильно осложнило бы подъем, т.к. пришлось бы делать навеску. Уже в середине кулуара была повешана первая веревка (60м). Но далее, как оказалось, справа (орографически) от льда, имеется полоса фирна, вполне проходимого пешком. Эта полоса вывела нас фактически до ключевой части маршрута, только с другого борта. Навесив две веревки (40+40) мы пересекли верх кулуара и подошли под ключ: около 70 метров крутого (примерно 45-50°) стеклянного льда. К этому моменту у нас оставалось 1 веревка 40м (первую веревку в кулуаре мы не сняли т.к. не рассчитывали ее использовать), и два часа светлого времени. Стала дилемма:

  1. снимать нижние веревки и продолжать и дти вверх
  2. или отказаться от дальнейшего восхождения.
В первом случае мы с очевидностью не вписывались в световое время, т.к. пока бы снимали нижнюю веревку и передавали ее ведущему прошло бы не менее получаса, а ведь потом еще надо спуститься посветлу. И мы тщательно взвесив все за и против решили не испытывать судьбу и начать спускаться.
На спуске мы не испытали особых проблем, но путь вниз занял у нас несколько больше времени чем мы расчитывали, и на стоянки мы пришли только лишь к 18.20 - на 20 минут позже расчетного, в потемках. На следующий день по плану у нас был перевал Байчечекей.

Перевал Байчечекей (1Б)

Перевал Байчечекей один из наиболее видовых перевалов Аксайского узла на Киргизском хребте. Большой технической сложности он из себя не представляет: осыпной взлет на подъем со стороны лед.Учитель и спуск по ранклюфту лед.Байчечекей с северного его края (слева орографически). Подход к перевалу с обеих сторон идет по открытому леднику: с востока это лед.Байчичкей, с запада лед.Учитель. Надо отметить, что в другое время года ледники могут быть закрытыми, тогда их придется проходить в связках.
Наша группа преодолела путь от Семенских стоянок до перевального взлета за полторы ходки, а на перевальную седловину мы поднялись за одну ходку. Таким образом выйдя со стоянки в 9.00 в 12 часов мы были уже на перевале. На седловине тура с запиской мы не обнаружили. В 13 часов мы начали спуск в сторону лед. Байчечекей. Как уже было сказано выше: спуск с перевала идет сначала по ранклюфту, потом по крутому фирновому склону и выходить на ледник. Фирновый участок склона потенциально камнепадоопасен, поэтому при его прохождении мы решили не растягиваться и спуститься быстро и одновременно.
Спуск по леднику Байчечекей и далее по его моренным гребням был очевиден. Кроме всего прочего в этот же день мы намеревались как можно ближе подойти под перевал Восточный, чтобы на завтра не иметь проблем со временем, т.к. мы собирались завтра же выходить в населенку. Поэтому заобедав в 15 часов на языке ледника Байчечекей мы пошли вниз намереваясь пройти как можно дальше по ущелью Чонкурчак. И через две с половиной ходки мы подошли к месту назначения - травяным полянам под перевалом Восточный, где и заночевали.

Перевал Восточный (1А)

Первал Восточный очень хорошо изучен членами нашей секции. Для многих (в том числе и для руководителя группы) он был первым категорийным перевалом пройденым в категорийном походе. Единственная сложность с его прохождением со стороны ущ.Чонкурчак, заключается в точном определении его местонахождения среди, по крайней мере трех похожих цирков. Мы с этой задачей справились с небольшим затруднением - попали только со второго раза.
Подъем на перевальную седловину представляет из себя щирокий осыпной склон средней крутизны. С места ночевки под перевалом на седловину группа поднялась в 12 часов за полторы 45-минутных ходки. На перевале была обнаружена записка группы НГУ от 2 февраля, под руководством Максима Бочкарева. совершавшей в то же время что и мы поход II к.с. Спуск с перевала также осыпной, длиной около 250-300м, выводит на моренные бугры ледника с вершины Комсомолец. Далее спуск идет по крутому ущелью реки Кашка-Суу. За три ходки группа спустилась до горнолыжной базы в ущелье Кашка-Суу и вышла на дорогу, ведущую в поселок. И по дороге к 16.30 мы спустились уже к самому поселку и вышли на остоновку рейсового автобуса Бишкек-Кашка-Суу. Поход окончился.

Выводы и рекомендации

Таким образом группой пройден маршрут соответсвующий горному походу III к.с. Пройдено 4 категорийных перевала, два из которых имеют сложность 2А. Сделано также два радиальных выхода по классифицируемых как 2А. На всем протяжении маршрута навешано 900 метров перил.
Все пройденые перевалы были заявлены в качестве основных. Нами не пройдена заявленая в качестве основного варианта связка перевалов Симонова-Текетор, но исходя из соображений здравого смысла заявлять данный перевал для прохождения в зимнем походе нецелесообразно по двум причинам:
  1. Перевал крайне лавиноопасен - даже на спуск, даже в малоснежную зиму. Некоторые руководители альпинистских сборов, к примеру Борисов из команды свердловчан, запрещают своим подопечным ходить маршрут на пик Текетор через перевал, ввиду его лавинной опасности.
  2. Связка хотя и логична, но она обходится через ущелье Аксай за сравнимое с прохождением время.
В этом смысле более безопасна связка перевалов Симонова и траверс пика Бокса, но в данном случае связка более чем на перевал 1Б не тянет (хотя в этом сысле нам не понятны причины по которым и собственно связка Симонова-Текетор классифицируется как 2А), кроме того путь получается длиннее.
Из пройденых нами перевалов можем рекомендовать к прохождению перевалы: траверс вер.Адыгене(2А), пер.Байчечекей(1Б), пер.Восточный(1А); к прохождению перевала Саватор-Ашу(2А) нужно отнестись с должным вниманием т.к. восточный его склон может быть лавиноопасен. Радиальный выход на пик Корона нужно так же планировать с осторожностью т.к. для прохождения данного маршрута в малоснежный год требуется намного большее время, чем обычно, и большей технической подготовки группы. Радиальный же выход на пик Семенова-Тяньшаньского вполне отвечает сложности 2А и для его прохождения, в принципе, вполне хватает светового дня.


Last modified: Sat May 25 20:01:08 1996
Copyright © Игорь Л. Зырянов. Все права защищены.