Lithuanian

Вильнюсский клуб Путешественников.


ОТЧЕТ

о горном походе пятой к. с., совершенном с 26 июля по 11 августа 2000 г. на Алтае группой туристов Вильнюсского клуба Путешественников под руководством Леоненко Владимира. Адрес руководителя: 2050, Литовская Республика, г. Вильнюс, ул.Асанавичютес 8-98, рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует по сложности пятой категории и может быть зачтен всем участникам и руководителю 

Председатель МКК________________ 

Член МКК________________________ 

Вильнюс 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ 
1.1. Нитка маршрута
1.2. Состав команды
2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА
2.1.Краткая туристская характеристика

2.2. Транспортная характеристика 

3. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

4.ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 

4.1. Пос.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к,1513) - оз.Аккем
4.2. Пер.Буревестник (2А,2900) –оз.Синее

4.3. Пер.Рериха (2Б 3200)
4.4. Пер.Урусвати (2Б, 3400)
4.5. Пер.Такмак (2А, 3400)
4.6. Пер. Западное Плато (3А, 4178 через вершину 20 лет Октября)
4.7. Пер.Любимых Жён (2А, 4370)
4.8. Вершина вост. Белуха 4506 (через пер. Белухинский 2Б, 4400)
4.9. Пер.ТКТ (3А, 4115)

4.10. Пер Делане (2Б, 3400)

5. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ


1.Справочные сведения о походе 

1.1. Нитка маршрута

Пос.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к, 1513) - р.Аккем - пер. Буревестник(2А, 2900) – оз. Синее – лед.Западный - пер.Рериха (2Б, 3200) – пик Рериха (3492) -лед.Аккемский – озеро Аккем. – пер. Урусвати (2Б, 3300) – пер. Такмак (2А, 3400) – пер. Зап. Плато (через вершину 20 лет Октября 3А, 4178) – пер. Любимых Жён (2А, 4370) -пер. Белухинский (около 4400) + г.В.Белуха (радиально с перевала) (2Б, 4506) - Центральное плато – пер. ТКТ (3А, 4115) – пер.Делане (2Б, 3400) - лед.Аккемский – оз. Аккем - пер.Кузуяк (н/к 1513) - пос.Тюнгур. 
Продолжительность - 18 дней.
Протяженность - 176 км.
Заключение по заявочным материалам дала МКК ВКП. 

1.2. Состав команды

Ф. И. О., обязаности в группе
Адрес 
Леоненко Владимир, руководитель
Вильнюс, ул. Асанавичютес 8 – 98, тел 456155. leonvolo@takas.lt
Лехтман Давид, казначей
Вильнюс, ул. Саванорю 
Генене Гражина, участник
Вильнюс, ул. Укмяргес
Адомайтите Аста, завхоз
Вильнюс, ул. Архитекту 212-52, тел. 444032. asta@vte.lt
Овчарукас Артурас, ремонтник
Вильнюс, ул. Архитекту
Яшинскас Лаймис, медик-фотограф
Вильнюс, ул. Б. Сруоги

2. Сведения о районе похода

2.1.Краткая туристская характеристика

Горная страна Алтай лежит на юге Сибири между 48 и 56 град. северной широты. Наибольший интерес для горного туризма представляет центральная часть Горного Алтая, где расположены Катунский, Северо-чуйский и Южно-чуйский хребты.Дикая таежная растительность предгорий и острый альпийский стиль высокогорья создают неповторимый колорит гор. В Катунских белках в плане спортивного туризма ярко выделяется район г.Белуха. Этот небольшой участок (20 на 30 км.) значительно превышает по высоте и сложности все окрестные горы. В туристском плане эти места очень хорошо изучены.

2.2. Транспортная характеристика

В район можно подъехать с севера из г. Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска на попутном или заранее арендованном транспорте. Из Барнаула до пос.Тюнгур на автомобиле «Газель» мы вшестером доехали за 140 $. Назад, до Барнаула – по 500 руб. с человека.

3. График прохождения маршрута

День пути 
Дата 
Участок маршрута 
Протяженность (км)
1
25.07
пос. Тюнгур - пер. Кузуяк – р. Аккем
20
2
26.07
р. Аккем – оз. Аккем.
28
3
27.07
оз. Аккем – р. Акоюк
7
4
28.07
Пер. Буревестник – оз. Синее.
5
5
29.07
Пер. Рериха – пик Рериха.
6
30.07
пер. Рериха – оз. Аккем.
10
7
31.07
Оз. Аккем – лед. Аккемский.
7
8
1.08
Пер. Урусвати
4
9
2.08
Пер. Такмак
10
3.08
Пер. Зап. Плато.
11
4.08
Пер. Зап. Плато.
1
12
5.08
Пер. Зап. Плато.
2
13
6.08
Пер. Любимых Жен
5
14
7.08
Вершина вост. Белуха, через пер. Белухинский (Радиально)
4
15
8.08
Пер. ТКТ – пер. Делане.
10
16
9.08
Оз. Аккем.
13
17
10.08
Р. Аккем.
18
18
11.08
Пер. Кузуяк – пос. Тюнгур.
30

Итого: 18дней, 176 км. 

4.Описание маршрута 

4.1. Пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к, 1513м.) - оз. Аккем

Наш маршрут начинается от пос. Тюнгур. Через реку Катунь, есть подвесной мост, перейдя или переехав который попадаешь к Санкт-Петербургскойтурбазе «Высотник». На территории турбазы за 30 – 50 рублей можно переночевать в удобном кемпинге, либо за 25 руб. в своей палатке. 
От турбазы дорога через 3-4 км приводит в деревню Кучурла, где раздваивается. Правая ветвь, ведет вверх по долине р.Кучерла, а левая (по ходу), к мосту через р.Кучерла. После моста дорога идет лесом порядка 4-5 км, а после выходит на обширное поле, где в свою очередь раздваивается: обе ветви дороги ведут в долину р. Аккем, но правая через пер.Кузуяк, а левая огибает горы с севера по р.Катунь. Двигаемся по правой ветви и за 2 перехода (в дальнейшем под «переходом» будем подразумевать движение группы в течении 50 минут) поднимаемся на перевал Кузуяк. 
30 минут затратили на спуск до ручья. Здесь есть изба, где при необходимости можно заночевать. Отсюда еще минут 30 хода до террасы левого берега р.Аккем. На ней большое поле, где дорога раздваивается: правая ветвь ведет в верховья долины р.Аккем, а левая ветвьведет к мосту на правый берег р.Аккем. От развилки около 2 км. дорога идет по полю, до стоянки «Три Берёзы» где и заканчивается. Вплоть до этого места на вездеходе можно доехать. Далее до самого оз.Аккем идет хорошо набитая конная тропа. От «Трех Берез» до места нашей ночевки двигались еще примерно 70 минут. Удобные ночёвки есть и далее на всем протяжении тропы в интервале одного, максимум двух переходов одна от другой. 
От места ночёвки до р.Текелю - 4 часа хода и далее до оз.Аккем еще 3,5 часа хода. Не доходя километр до озера, расположен палаточный лагерь Санкт-Петербургской турбазы «Высотник».На оз.Аккем (фото 1) есть метеостанция, поисково-спасательный отряд г. Горно-Алтайска МЧС России. 

4.2. Оз.Аккем - пер.Буревестник (2А, 2900м.) – оз. Синее

Пер. Буревестник находится в западном отроге пика Акоюк и соединяет долины рек Аккем и Кучерла. Направление перевала – север-юг, северный склон ледово-скальный, южный – скально-осыпной. 
Оставив заброску у спасателей ПСО Аккем, после полудня мы вышли к пер. Буревестник. Тропа вначале идёт левым берегом оз. Аккем, а примерно в 1 км от базы ПСО раздваивается. Вправо круто вверх поднимаемся в верхнюю долину. На подъём затрачиваем 1 переход, набирая высоту примерно 140 метров. Перед нами открывается одна из красивейших на Алтае долин – долина семи озёр с белоснежным пиком Акоюк во главе. Склоны и долинаутопают в высоких зарослях, благодаря многочисленным ручьям и их разливам. Движение осуществляем правым орографическим бортом долины, ближе к пику Акоюк (фото 2). Поднявшись на крутой моренный вал – подошли к подножию пер. Буревестник, где и встали на ночёвку. От Аккемского озера до подножия перевала 3 – 4 перехода, а набор высоты – 400м. От места ночевки хорошо просматривается путь подъема. 
Здесь будет уместным немного рассказать о перевале Буревестник. По классификатору он имеет сложность 2А и высоту 2900м. Если смотреть на крутой ледовый склон, ведущий на седловину перевала,трудно в это поверить. В дополнение к этому необходимо добавить, что по всей ширине склона начиная примерно с 8-30 утра простреливают камни, что становиться крайне небезопасно. Так в 1998г. один из участников нашей группы (руководитель) принимал участие в спасательных работах группы из Казани. Тогда из 9 членов группы без переломов и травм было только 2 человека, которые в момент схода камней успели спрятаться в бергшрунде. Остальные были побиты и переломаны, один из пострадавших – с травмой черепа, позже, уже в больнице, умер. Вообще, по данным КСС, за 10 лет на перевале погибло 14 человек. А в 1999г. некоторые участники группы при подъёме на перевал по ледовому склону навесили 6 * 50м верёвок перил. Высота перевала, по показаниямнашего альтиметра и GPS– 3200 м. 
Подниматься легче и значительно безопаснее по северному контрфорсу пика Акоюк, что находится слева по ходу при подъёме. От места ночевки, надев кошки, в 6-30 утра вышли на штурм перевала. Пройдя в кошках до начинающего набирать крутизну льда, сворачиваем на скалы жёлтого цвета и далее движемся по сильно разрушенным скалам до вершинки в гребне. Скалы проходятся легко, перил навешивать не нужно. Поднявшись за 4 перехода на вершинку, мы оказались выше перевальной точки на метров на 100 (фото 3). С вершинки спуск на перевальную седловину не представляет сложности и занял примерно 10 минут. Мы считаем, что этот путь подъема на перевал (спуска с перевала) с севера наиболее оптимален. Значительно труднее найти спуск, проходя перевал с юга на север. Просматривается лишь один путь – прямо с седловины, по льду вниз. Но этот путь не рекомендуется. Спуск же в сторону Аккемского озера лежит по пути нашего подъёма: вначале подняться на 100 м. в сторону вершины Акоюк, до вершинки в гребне. Затем по гребню, навесив при необходимости перильную страховку в опасных местахспуск к подножию перевала. 

Спуск в сторону оз. Синего (фото 4) технически не сложен и весь просматривается с перевала. По осыпи, двигаясь плотной группой, минут через 15 выходим на пологое тело ледника, по которому спускаемся до моренного озера. Ещё два перехода и мы у Синего озера, на берегу которого удобные места для ночёвок. Всего от подножия перевала до оз. Синее мы дошли за 7 ходовых часов. 

4.3. Пер. Рериха (2Б, 3200м.)

Пер. Рериха находится в юго-восточном гребне пика Акоюк и соединяет ледники Западный и Аккемский. Направление склонов – юго-запад – северо-восток. С южной стороны – скально-осыпные, с северной – снежно-ледовые склоны.
От оз. Синее мы вышли в 7-00. Движемся на восток по моренам без ощутимой потери высоты (фото 5), не выходя на лед. Западный (фото 6). За 2 перехода подошли к пер. Рериха. С южной стороны перевал идентифицировать довольно проблематично. В гребне находятся сразу три перевала, и есть возможность промахнуться. К нужному нам пер. Рериха ведёт широкий осыпной кулуар (фото 7), который в своей средней части под углом почти 90 градусов сворачивает вправо (Это основной ориентир, идентифицирующий перервал Рериха с этой стороны). 
Начав подъём по осыпи и скалам, придерживаясь правой стороны, мы подошли к большому нунатаку, который решили обойти справа. Как нам показалось в дальнейшем,это не оптимальный вариант. По мере подъема мы визуально оценивали вариант обхода нунатака слева, и нам показалось, что он более прост, более безопасен и лучше просматривается. На подъеме навесили перила 4*45м. ,а также средней сложности лазание. Скалы разрушены, камнеопасно. Выйдя в кулуар (место поворота), мы выбрали левосторонний борт (правый по ходу) кулуара. Поскольку кулуар был забит сфирновавшимся снегом, и мы не перешли на его правый борт, то продолжали траверсировать кулуар по скалам. Скалы довольно-таки сложны, но перила навешивать не пришлось. По мере подъема визуально рассматривали варианты подъема по правостороннему борту кулуара и нам показалось, что он предпочтительней. Так по скалам мы поднялись на перевальный гребень (фото 8) выше перевала метров на 50-70.От места выхода на гребень за 40 минут по западному гребню поднялись на пикРериха (3492). С вершины пика открывается удивительный вид на всю Аккемскую стену и на весь наш дальнейший маршрут (фото 9). Спуск с вершины занял 20 минут. Затем по гребню спустились на перевальную седловину, где поставили палатки и заночевали. 
Спускаемся с перевала по крутому, до 40 градусовледнику. Навешиваем 4*45 м. перил. В одном месте приходится обойти трещину (фото 10). Нижняя часть перевального взлета простая и группа выходит на пологое тело ледника (фото 11), придерживаясь его левой стороны, по которой спускается до его конца. Далее, до Аккемского ледника спуск идёт по моренам. При спуске, до самого Аккемского ледника мы постоянно держались левой стороны (фото 12). Вероятно, что этот путь оптимален. Перейдя ледник Аккемский в самойнижней его части, выходим на тропу, ведущую от Томских стоянок к Аккемскому озеру. По тропе за 2 перехода подошли к озеру. После моренных отложений и перед разливом поток, бегущий из-под ледника Аккемский, необходимо пересекать вброд. Как вспомогательное средствов этом месте навешен трос. Всего спуск с перевальной седловины до озера занял у нас 7 часов. 

4.4. Пер. Урусвати (2Б, 4400м.)

К пер. Урусвати от Аккемского оз. вышли в 14-00. Перевал хорошо видно с тропы ведущей от озера к Томским стоянкам (фото 13). Выбрать место пересечения ледника Аккемский нетрудно и вариантов множество. Пересекаем Аккемский ледник, и подходим к ручью из-под пер. Урусвати в 18-00. Вдоль ручья поднялись на 70 метров до пологого участка, затем ещё метров на 10 выше его левого берега. Здесь есть хорошие места для ночёвок. 
В 6-30 вышли на штурм перевала. От места ночёвки до нижнего ледопада – 10 минут по морене. Далее возможны два варианта: выход на ледник с преодолением многочисленных трещин и местами довольно крутыми участками или по скальному рельефу левого борта ледника. Мы выбрали второй вариант. Этот путь проще пути подъёма по леднику. Движение идет по средним и крупным камням, местами лежащих на ледовой основе. Последнее обстоятельство предполагает движение на этом рельефе в ранние утренние часы, когда солнце еще не пригрело и склон свободен от камнепадов. Путь по камням левого борта ледника не позволил группе полностью обойти ледопад. Выйдя на лед, и навесив 2 веревки перил, оказались на пологом теле ледника выше нижнего ледопада (фото 15)
На ледник, выше нижней ступени ледопада, можно попасть более простым (как мы предположили) путем. Необходимо по Аккемскому леднику пройти мимо ручья, по которому мы поднимались, в сторону Аккемской стены и подняться по следующему кулуару (возможно с ручьем) в небольшую каровую долину с моренным озерком. От него, преодолев несложный скальный гребешок, попадают на ледник, выше нижнего ледопада. 
По пологомуучастку ледника подошли ко второй ступени ледопада. В начале подъёма – довольно крутой снежник, далее путь преграждают крутые ледовые стены и трещины, проход в которых лучше наметить ещё заранее (лучше просмотреть несколько вариантов, которые позволят варьировать нитку движения в ледопаде). Ледовая обстановка меняется каждый год и использовать опыт прохождения прошлых групп практически невозможно. Приходится отыскивать путь самостоятельно (фото 16). На нашем пути встретилась ледовая стенка около 80 градусов и протяжённостью метров 10, преодолевать которую пришлось с ледовым молотком и без рюкзака. Сложность представляло так же и состояние льда – очень рыхлый, плохо держащий крючья. В ледопаде навесили 5*45м перил. Верхний ледопад оканчивается пологим плато, по которому подошли к перевальному взлёту. Он тоже крут, до 45 град. и покрыт метровым слоем снега. Навесив 2*45м верёвки, мы поднялись на перевал. 

Седловина – проём в гребне, есть снежная мульда в которой можно поставить несколько палаток. В 16-00 начали спуск на ледник Западный по скально-осыпному кулуару. Спустившись на метров 100, пришлось выйти на скалы и далее спускаться по ним, поскольку кулуар был забит подтаявшим снегом и была вероятность схода камней. На скалах до самого ледника Западный навешивали перила, закрепляя их за скальные выступы или через скальные крючья (фото 17). На спуске навесили 6 верёвок. На ледник Западный спустились в 19-00, затратив на прохождение 12 часов. Палатки поставили в верхнем цирке. Перевал сложнее классической 2Б, и рекомендуется для прохождения группам, имеющим достаточный опыт прохождения перевалов 2Б категории трудности. 

4.5. Пер. Такмак(2А, 3400м.)

Перевал находится в западном отроге Аккемско-Кучерлинского хребта, и соединяет приток оз. Кучерлинское (лед.Такмак Зап.) с ущельем реки Мюшту-Айры (лед. Леонида). Ориентация склонов север-юг. С севера склон снежно-ледовый, с юга скально-осыпной.
От места ночевки забирая влево по ходу спускаемся по открытому леднику метров на 400, к месту слияния с лед. Такмак. Далее движение в направлении перевала Такмак. Идентифицировать перевал просто – это характерный, глубокий, корытообразный провал между двумя мощными скальными вершинами. Подъём к перевалу – по некрутому, открытому леднику (фото 18). Встречающиеся трещины легко обходятся или перепрыгиваются. Подойдя к перевальному взлёту, связались и по леднику начали подниматься на перевал. Сразу же, в начале крутого участка, склон разрезает большая трещина, которая проходится по снежным и ледовым мостам. Пройдя выше, мы вышли на камни правого склона, ограничивающего ледник, и далее по камням вышли на перевал. Седловина широкая, есть места для палаток. Время, затраченное на движение от места ночевки - 4 часа. 
Возможен вариант прохождения перевального взлета по камням правого склона ледника. В нижней части склона камни лежат на ледовой основе, что ограничивает время движения этим путем до 10 часов утра из-за камнеопасности склона. 
Спуск с перевала на лед. Леонида начали в 13-00. Прямо с седловины траверсируем склон по осыпной полке метров на 300 влево. Далее спуск по крутому, до 45 град., осыпному кулуару. Здесь приходится навешивать перила (2*45м), очень камнеопасно. Выходим из кулуара левее по ходу и траверсом вниз и влево спускаемся на пологое тело ледника, открытого, и с небольшим количеством трещин (фото 19). Трещины и ледниковые реки обходятся легко, и за два перехода мы подошли к месту ночёвки у моренного озера с мутной водой. 

На следующий день нам предстоит штурм перевала 20 лет Октября, ключевого участка нашего похода. Поэтому вечером вышли на разведку подъёма на западный гребень. Выяснилось, что нам не нужно спускаться вниз, к подножию западного гребня, а можно подняться на него по травянисто-осыпному кулуару, начинающегося в месте начала крутого спуска с конечных морен ледника Леонида. 

4.6. Пер. Западное плато, через вершину 20 лет Октября (3А, 4178м) 

Перевал Западное плато – это один из путей подъёма с лед. Мюшту-Айры на Западное плато, через вершину пика 20 лет Октября.
В 6-30 утра вышли от места ночёвки к кулуару, ведущему на западное ребро. По большим моренным камням спустились метров на 100 вниз и стали подниматься по травянисто-осыпному кулуару местами до 40 градусов крутизной и за два перехода поднялись на гребень. Движение по гребню, большой сложности не представляет – это в основном крупные, заглаженные плиты крутизной 20-35 град (фото 20, 21). Далее, ближе к вершине 3400 м., гребень становится круче, а сам подъём на вершину требует попеременной страховки. Траверсировав вершину, по некрутому снежнику спустились к подножию наклонного плато на широкую снежную седловину. Здесь, в 16-00 остановились на ночёвку, место защищено от ветра скалами (фото 22). Справа скалы 70-90 град., спадающие на лед. Мюшту-Айры, слева – снежный склон около 30 град., который выводит на наклонное плато. 
Выходим с ночлега в 6-30 и двигаемся в сторону вершины 3500м (фото 23). Снег глубокий, наст держит плохо. В связках, обходя трещины и проваливаясь по пояс, подходим к скалам. Здесь крутизна склона вырастает до 45 градусов и с попеременной страховкой, обходя скалы правее по ходу, поднимаемся на фирновую террасу. Терраса большая, мест для ночёвок на ней много. От места ночевки затратили 2,5 перехода. Выход на западный гребень вершины 4178м по скальному склону 30-40 град. местами до 70 (фото 24)
Ввиду большой протяженности и технической сложности западного гребня его условно можно разделить на 4 ступени: 

1-я ступень – это заснеженный скальный гребень около 200 м. протяженности и крутизной около 35 град., есть одна 5 метровая скальная стена. Идём в связках, точки страховки – через скальные выступы и скальные крючья. 

2-я ступень в своей нижней части имеет большой скальный выступ до 90 град. крутизной, который мы обходили справа по ходу, по узкому скальному камину, тоже очень крутому. Первый шёл без рюкзака, остальные по перилам. Остальная часть второй ступени – это снежно-ледовый гребень крутизною 40-55 град., который проходим используя перила (фото25). Часто встречается натечный лёд, кошки на некоторых участках просто не держат. 

3-я ступень представляет собою заснеженные и обледенелые скалы 50-60 град. крутизной, в нижней части с натечным льдом, неудобными местами для страховки. Часто путь преграждают вертикальные стенки, которые приходится обходить, используя страховку. Около 16-00 погода резко испортилась, пошёл снег, сильный ветер. Решили остановиться на ночёвку и к удивлению нашли место, подходящее для ночлега. Выполнив некоторый объем работ по подготовке площадок (примерно 1,5 часа работы), сумели поставить 2 палатки. На север обрывается ледовый склон около 80 град., на юге скальный склон около 60 град.Вообще найти место для ночлега на гребне, до самой вершины, практически невозможно, так что нам очень повезло. Натянув вокруг палаток перила и привязавшись к ним – заночевали. 

Утром продолжаем движение вверх. Крутизна скал ещё более увеличилась – 60-70 град., натечный лёд. Движемся по перилам. Перед 4 ступенью крутой, до 50 град. ледовый участок, натечный лёд (фото26)

4-я ступень – это практически траверс самой вершины справа, т.е. с юга и представляет собой снежно-ледовый склон 45 град., который проходим по перилам. В 14-00 вышли к вершине. 

Вершина – это снежно- ледовый карниз, свисающий на север. Тура нет. С вершины в связках движемся по снежно-ледовому северо-восточному гребню до седловины между вершинами 20 лет Октября и Корона Алтая, затем поворачиваем вправо на Западное плато и, перепрыгнув бергшрунд, спускаемся на пологое Западное плато, где останавливаемся на ночёвку (фото 27)

Всего на преодоление перевала мы затратили три ходовых дня. При прохождении перевала необходимо отличное владение всеми приемами технического и тактического арсенала в условиях движения на скально-снежно-ледовых крутых участках большой протяженности без значительных мест удобного отдыха (имеется в виду гребневая часть пути после фирновой террасы). Неизбежны неоднократные ночлеги в снежно-ледовой зоне с необходимостью приготовления воды из снега. 

4.7. Пер. Любимых жён (2А, 4370м.)

Перевал находится в северном гребне вершины Западная Белуха, севернее Северного Бугра и соединяет западное и центральное плато. Ориентация склонов – запад-восток.
От места ночёвки, в 6-30 утра выходим в направлении Северной горки (фото 28), траверсируем крутой (45 град.) склон и оказываемся в верхней части Западного плато (фото 29), под пер. Любимых жён (фото 30).
Этот переход с Центрального плато на Западное иногда называют северным вариантом пер.Шукшина. Это, безусловно, самый простой переход между двумя плато, однако мы считаем, что он имеет 2Б категорию сложности, а не 2А как напечатано в дополнении к классификатору перевалов 1995 года. Перевалом это назвать трудно, потому что собственно седловины здесь нет - это просто участок траверса над Аккемской стеной севернее Северного Бугра. В 10-00 начинаем подъём на перевал. Идентифицировать перевал, найти его истинную перевальную точку практически невозможно. Нужно просто наметить и пройти кажущийся оптимальным на данный период времени путь. Мы сделали именно так, и я думаю, не ошиблись. Уже поднявшись на перевал и не найдя тура, мы нашли много петель для спуска, висящих абсолютно в разных местах. Из этого можно заключить, что не мы первые поднимаемся (спускаемся) где удобнее. Наверное, это и правильно, всё зависит от снежно-ледовой обстановки. 
Подъём на перевал представляет собой снежно-ледовый склон, крутизною 40-55 град. Навесив 4 верёвки перил, подошли к скалам, далее по скалам и по льду (фото31), траверсируя склон влево, и повесив ещё 2 верёвки перил, выходим на гребень. Тура нет. 

От места выхода на гребень, где сложили тур, начали запланированное восхождение на вершину Зап. Белуха. Движемся по гребню в направлении вершины, подъём до Северного Бугранесложен, идём в связках. При спуске с Северного Бугра в сторону Западной Белухи снег очень глубокий, необходимо навешивать перила, а надежных точек страховки нет. В силу этих причин движение могло сильно замедлиться и мы решили отказаться от штурма вершины и повернули назад (фото 32)

Движение вниз с перевала начали в 13-30. Спуск проще подъёма. Удобнее и безопаснее всего двигаться с перевала вдоль самого гребня, рядом с Аккемской стеной, хотя этот путь просматривается сверху плохо. Мы только снизу просмотрели наиболее оптимальный путь (фото 33). Немного пройдя по гребню, начали спускаться по склону правее гребня (крутизна склона 40-45 градусов). Метров в 70-80 от гребня зона трещин. Пришлось навешивать дюльфер для преодоления крутого участка и бергшрунда. Ниже бергшрунда склон выполаживается и двигаясь в связках выходим на пологую часть Центрального плато. Немного недоходя перевального взлета пер.Белухинский останавливаемся на ночёвку в 16-00 (фото 34)

На следующий день запланировано радиальное восхождение на вершину Восточная Белуха. 

4.8. Вершина Восточная Белуха (4506м.) 

На штурм вершины выходим в 6-00. От места ночевки движемся в направлении пер.Белухинский. Через 15 минут движения начинается собственно склон перевального взлета. Движение начинаем в направлении проема гребня левее перевальной седловины. Снизу было ощущение, что этот путь проще. Склон постепенно набирает крутизну. Преграждающий путь бергшрунд, обходится слева по снежному мосту. Выше склон до 50 град. и навешиваем перила. Всего до гребня навешено 7*45м перил. Подъем строго вверх по снежно-ледовому склону, а в конце последней веревки выход на скальный рельеф. После 9 часов начался камнепад. На гребень вышли метрах в 70 выше седловины перевала Белухинский. Таким образом в простоте подъема мы не выиграли.
На гребне сворачиваем налево и почти до самой вершины идём по гребню. Движение по разрушенным скалам, иногда выходим на ледовые участки, крутизна до 45 град (фото 35). Надо отметить, что на ледовых участках встречаются трещины и поэтому движение только в связках. Сам гребень довольно-таки широк: левая часть его – разрушенные скалы, а правая – снежно-ледовые участки. Через 50 минут выходим на вершину. Вершина снежная и пологая, тур находится на скалах, в 50 метрах западнее вершины (фото 36). Спуск с вершины до перевала Белухинский занял 20 минут. С перевала на Центральное плато навесили 5*45м верёвок. На последней веревке преодолели 3-метровый бергшрунд (фото 37). После бергшрунда склон без трещин и двигаясь в связках вышли к месту ночёвки. Всего на радиальное восхождение мы затратили 8 часов.
От места ночевки начали движение вниз в 16-00. Двигаемся к южной кромке Центрального плато. Южная часть плато сильно изрезана огромными трещинами, которые мы обходим по справа, то слева. Снежные мосты в это время дня не очень надежны.Отсюда начинается Катунский ледник, спадающий на юг ледопадом. Одна ветвь ледопада течет на восток в провал Раздельного гребня (фото 38). В 19-00 останавливаемся на ночёвку на пологом участке ледника между двумя трещинами, немного не доходя до начала восточной ветви ледопада. 

4.9. Пер. ТКТ (3А, 4115м.)

Перевал находится в восточной ветви Раздельного гребня и является одним из вариантов перехода с Центрального плато на Восточное. Ориентация склонов – запад-восток.
Утром выходим в 6-00 в кошках, снег держит хорошо. Находим проходы в ледопаде восточной ветви, выдерживая направление движения в сторону пер.ТКТ (фото 39). В конце ледопада восточной ветви справа и внизу открывается долина реки Катунь. Нам двигаться влево в верхний цирк ледника к перевалу ТКТ. Ледник закрыт снегом, трещины не широкие, проходятся легко. За три перехода от места ночёвки подходим к перевальному взлёту (фото 40). Весь склон под перевалом пересекает большой бергшрунд. Приняли решение подниматься на перевал не по льду, а по скалам правее перевальной седловины. По мере подъема, мы наблюдали как по ледовому склону, ведущему на перевальную седловину, постоянно падали камни. 
Бергшрунд переходим по снежному мосту и сразу же оказываемся на скалах. Скалы очень разрушены. В связках, с попеременной страховкой поднимаемся на перевальный гребень немного выше перевальной седловины и до нее спускаемся на 50 м. по высоте. Седловина перевала представляет собой большую снежную мульду, где можно разместить несколько палаток. На взятие перевала мы затратили 5 часов. 
Спуск с перевала – снежный склон около 45град., протяженностью примерно 70-80 метров. Бергшрунд, который обычно забит снегом и легко преодолевается, расположен на расстоянии 40 метров от перевальной седловины. После перевального взлета попадаем на довольно пологое Восточное плато, по которому можно выйти на перевал Большое Берельское Седло, а затем в верхний цирк лед. Менсу. Весь путь необходимо проходить обязательно в связках и очень внимательно. Следы ранее прошедших групп вовсе не говорят о том, что путь безопасен, и страховку можно исключить, скорее наоборот. (Нам потребовалось полтора часа времени, чтобы спуститься в верховья ледн.Менсу.) 

4.10. Пер. Делане (2Б, 3400м.) 

(Пер. Делане соединяет ледники Менсу и Катунский. Направление перевала север-юг, определяющая сторона – северная. Перевал находится в восточном гребне пика Делане.)
Северная ветвь лед. Менсу, ведущая к пер. Делане, покрыта сетью разорванных широких трещин, которые легко обходятся (фото 41). По северной ветви лед.Менсу за 2 перехода мы поднимаемся на седловину, с которой нависает небольшой снежный карниз. Его можно обойти правее по ходу, но это вряд ли целесообразно. 
Спуск представляет собой ледовый склон крутизной около 45 град. В нижней части склон разрезает несколько небольших бергшрундов, которые легко проходятся. Навесив 5 верёвок на спуске, мы оказываемся на открытой, пологой восточной ветви Катунского ледника. На прохождение перевального взлета затратили 2,5 часа. Далее 1,5 перехода движения по леднику и выход к Томским стоянкам, небольшому домику спасателей ПСС Аккем (фото 42). Здесь расположились на ночлег. 
На следующий день за 4 перехода дошли до Аккемского озера. Дальнейший наш путь до дер. Кучерла по пути подъёма. 

 

5. Итоги, выводы, рекомендации 

Группа прошла маршрут, соответствующий к.с. Пройдено девять категорийных перевалов, два из которых имеют категорию сложности 3А, совершено восхождение на п. Рериха и п.Вост.Белуха, также классифицируемое как 3А. 
С нашей точки зрения классификация многих перевалов на Алтае часто не соответствует действительности (в основном в сторону занижения). Это обстоятельство требует от участников и руководителя более тщательное изучение района путешествия и иногда более требовательных условий подготовки.
Перевал Буревестник рекомендуем классифицировать как 2А*. 
Перевал Западное плато рекомендуем классифицировать как 3А*. 

Перевал Любимых Жен рекомендуем классифицировать как 2Б. 

Практически для всех перевалов необходима хорошая подготовка и схоженность группы, качественное снаряжение. Необходимо так же учесть, что погода зачастую неблагоприятная и необходимо запланировать достаточное количество запасных дней. 

Точки маршрута зафиксированные на GPS,в UTM координатах,метрами

Nr.ДолготаШиротаВысота Коментарий

a01 45u04505665556220 ---- Тюнгур, турбаза Высотник
a02 45u0455315 5553306 ---- по дороге на пер. Кузуяк 
a03 45u0457909 5551729 ---- пер. Кузуяк
a04 45u0462388 5547053 ---- ночевка 
a05 45u0464467 5542883 ---- хорошее место ночевки 
a06 45u0465466 5538934 ---- хорошее место ночевки
a0745u0465584 5537980 ---- отличное место для лагеря 
a08 45u0467221 5528411 ---- ночевка 100мза КСП, у оз.Аккем 
a09 45u0466124 5527141 ---- сразу над водопадиком р.Акоюк 
a10 45u0464198 5526815 ---- морена за озерком 
a11 45u0463926 5526746 ~2600 ночевка у подножья пер. Буревестник
a12 45u0464069 5526129 3050 на гребне при подьеме 
a13 45u0464082 5526000 3160 на гребне 
a14 45u0464076 5525904 ---- гребень 
a15 45u0464032 5525797 3320 на вершинке гребня 
a16 45u0463813 5525828 3230 пер. Буревестник
a17 45u0461485 5523928 2480 ночевка у оз.Синее 
a18 45u0462372 5522845 2544 морена по пути к пер. Рериха 
a19 45u0463571 5522076 2850 на морене 
a20 45u0464342 5521896 3007 подножье пер. Рериха 
a21 45u0464919 5521960 3384 на седловинке в гребне, выше пер. 
a22 45u0465117 5521876 3527 п.Рериха
a23 45u0464831 5522043 3340 перРериха 
a2445u0465797 5523166 2826 концевка лед. Рериха 
a26 45u0467836 5522169 2502 на лед. Аккема по пути к пер.Урусвати
a27 45u0467038 5521899 2669 ночевка на лужаике у лед.Урусвати
a28 45u0465720 5521527 ~3400 пер.Урусвати
a29 45u0464284 5520462 3195пер.Такмак 
a30 45u0462978 5518136 2655 ночевка у оз., концевка лед.Леонида 
a31 45u0463233 5517717 3009 начало гребня п.20лет Октября 
a32 45u0463695 5517874 3142 на гребне 
a33 45u0464168 5518149 3415 п. 3400 на гребне 
a34 45u0464354 5518237 3387 седловина перед фирн. плато, ночевка
a35 45u0465318 5518346 3805 на гребне 
a36 45u0465565 5518268 4010 ночевка на полочке 
a37 45u0465866 5518289 4176 1 веревка за п.20 лет Октября 
a38 45u0466226 5518261 4010 начало Западного плато 
a39 45u0468807 5517241 4100 подножье пер.Любимых жен 
a40 45u0469206 5517132 4341 пер.Любимых жен
a41 45u0469810 5516766 4030 ночевка на Центральном плато 
a42 45u0469887 5517109 4550 п. Восточная Белуха 
a43 45u0469803 5515993 3845 начало ледопада Катунского лед. 
a44 45u0470867 5516264 3970 перТКТ 
a45 45u0472547 5518308 3235 на лед. Менсу
a46 45u0472006 5519684 ---- пер.Делоне
a47 45u0470272 5519879 3023 Томские стоянки