Подъем на Белуху с юга по простейшему пути

(Этот путь простой только по сравнению с другими, обязательно умение и опыт прохождения категории 2Б и готовность к 2.5 км набору высоты, изрядной физической нагрузке и возможной непогоде с вынужденными отсидками!)
Этот путь оценивается как 2Б-3А и занимает 3 не слишком напряженных дня у подготовленной и акклимитизированной туристической группы. На подъеме встречаются короткие крутые (до 60 градусов) участки льда, так что кошки лучше иметь платформенные. Около половины пути проходит по закрытым ледникам с большим количеством трещин.

Подъем состоит из 3 частей:
1. от начала ледника до разрыва в Раздельном гребне,
2. от разрыва в Раздельном гребне до седла Белухи и
3. на седловинку в. В. Белуха (пер. Катын-баш) и оттуда на в. В. Белуха

Схема подъема



1. от начала ледника до разрыва в Раздельном гребне
Есть два пути: по центральной ветви ледника Катуньского (л. Геблера) и по левой (орогр) (л. лев. Геблера). Центральный вариант проходится по льду и скалам по стыку ледника и гребня, этот путь обозначен на схеме тонкой штриховой линией. Так идти проще при большом количестве снега.
Однако в последние несколько лет происходит заметное сокращение ледников и снежников в этом районе, так что здесь описывается путь по левой ветви ледника. В отличающихся от первого пути местах путь обозначен жирными точками.
Тропа по левому (орогр) берегу р. Катунь подходит к леднику и начинает взбираться по моренному гребню юго-восточнее ледника в обход ледопадов нижней его ступени. Это занимает 1.5-3 часа чистого времени. Как только ледопады кончаются, имеет смысл сразу свернуть на ледник - идти по нему проще. Далее по пологой части ледника ко второй ступени ледопада л. лев. Геблера (сераки) примерно на левую его четверть (по ходу). Следующее место, где можно встать, только в районе разрыва Раздельного гребня, что займет 1.5 - 3 часа, а если не сразу найти путь в сераках, то и больше.
Отсюда проще всего подняться метров на 50 прямо вверх и только потом налево-вверх выходить на нижнюю часть снежничка, видного в левом верхнем углу фотографии между скалами и сераками. Хорошо выбрав путь, удается пройти этот участок за 20-40 минут без использования веревки (кроме, возможно, последних 5-10 м подъема на саму снежную полку).
Затем идет несложный подъем по этому снежному карману в течение 0.5-2 часа (в зависимости от наличия ступеней на снежнике).

2. В зоне разрыва Раздельного гребня можно поставить несколько палаток, правда место не очень уютное - легко продувается. Несколько более удобно можно встать метров на 300-400 дальше, вплотную к Раздельному гребню, метров на 100 левее тропы.
Дальше от разрыва Раздельного гребня и почти до самого седла Белухи идет довольно сильно разорванный закрытый ледник, выбор пути по которому (если нет тропы) может отнять много времени и сил. Наряду с крупными заметными провалами есть много средних и мелких закрытых трещин, так что связки обязательны.
Примерно на половине пути (квадратик на схеме) вправо отходит путь подъема на пер. ТКТ, до этого места идти 2-5 часов. Здесь тропа на седло Белухи поворачивает влево и путь несколько меняется: трещин становится чуть поменьше, а на снежных увалах попадаются не очень крутые места, на которых можно откопать место под палатку. Это имеет смысл сделать, если снег сильно раскис √ на следующее утро по насту идется гораздо быстрее. Но выйти в таком случае придется с рассветом √ до седла Белухи еще 1.5-3 часа.

3. по седлу Белухи до места, откуда начинается подъем на седловинку в. В. Белуха (пер. Катын-баш) идти 20-40 минут. Подъем на перевал (до осыпи под самой седловинкой) - 210 м перил, 1-2.5 часа (лед, фирн до 35°). На седловине есть две маленькие площадки для палаток. От седловины до вершины В. Белухи 30 минут подъема по снежному склону до 30° (местами лед под тонким слоем снега, могут потребоваться кошки).


В связи с тем, что большая часть подъема происходит с существенным набором высоты, обратный спуск занимает раза в 2 меньше времени. Несмотря на то, что путь уже знаком, не стоит пренебрегать связками, раскисший снег может провалиться в новом месте! Следует также отметить, что найти правильный путь в сераках на спуске не менее важно, чем на подъеме.


Возврат к странице Алтай

Возврат к основной странице