БД-3

   БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ

НАЗВАНИЕ, к.с., высота: БЕЗЫМЯННЫЙ, 3а, ок.3200, лд-ск

РАСПОЛОЖЕН: в Главном Кавказском хребте между вершинами Ха-

   кель (3645.6) и Клычкаракая (3677.1),в 0.1-0.2 км
   восточнее высотной отметки 3214.0.

СОЕДИНЯЕТ: с севера - лед.Хакель, р.Хакель, р.Клухор С.

   с юга - р.Ачапара, р.Клыч

НАЗВАН: уфимскими туристами в 1994 году ( ими предложено

   только рабочее название )

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: туристское первовосхождение:

   Московский клуб туристов,Арсенин В.В.,
   в радиальном выходе с севера,07.07.73,
   5 к.с.;
   известно,что на Клыч Средний с запад-
   ной стороны в 1952 году совершила пер-
   вовосхождение группа альпинистов в со-
   ставе : Толстов К., Соловцев Н. Другие прохождения: с/к"Гастелло", г.Уфа, Киселев В.А.,ок-
   тябрь 1975 г., 5 к.с. В обратном направлении:не пройден

ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: на 1994 г. седловина перевала посещена

   туристскими группами не менее 3 раз в
   радиальных выходах с севера

ЛИТЕРАТУРА:

отчёты в библиотеках туристских клубов:

   а) Московский ГЦТК: N 2891, Парфёнов Н.С., 1975 г., 5 к.с.
   (краткие сведения по перевалу и опи-
   сание совпадающих с перевалом Хакель-
   Ачапара участков пути)
   N 3296, Киселёв В.А., 1977 г., 5 к.с.
   стр. 23-25 (описание пути по лед.Ха-
   кель и краткие сведения по перевалу)

   б) Башкирский РТСК: N 7 Г,Айсин С.Е.,Киселёв В.А.,1994г.,
   5 к.с., стр. , ф.N
   (в радиальном выходе с С и с прохож-
   дением соседнего перевала Хакель-
   Ачапара с С на Ю)

другие источники: 1.В.Арсенин,Н.Бондарев,Э.Сергиевский.

   Горные путешествия по Западному Кав-
   казу. М., ФиС,1976, стр.140-141(лед.
   Хакель), стр.145-146 (р.Ачапара)
   2.В.Арсенин,Н.Парфёнов.
   Новые спортивные маршруты на Запад-
   ном Кавказе. Альманах "Ветер стран-
   ствий",N 12, М., ФиС,1977г.,стр.131.
   ( краткое описание совпадающих с пе-
   ревалом Хакель-Ачапара участков пу-
   ти )

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера - Северный приют

   " Перевал Клухор "
   с юга - Южный приют "Клухори"

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Клухор С. (сев.):

   Участок N 1.
   От Северного приюта идти по тропе вверх по долине р.Клу- хор С. Тропа огибает слева холм с памятником (ориентир),после чего вскоре удаляется от реки. Поэтому следует сойти с тропы (от приюта ок.1км,20-30 х.м.),спуститься к Клухору С. и в за- висимости от уровня воды перейти речку вброд или по камням.
   Дальнейший путь через лесные заросли (бестропье) в глубь долины р.Хакель. На небольшой травянисто-каменистой террасе перед конечной мореной ледника Хакель удобные места для бива- ков. Здесь же граница леса.

   Пpотяжённость..............................5 км
   Пеpепад высот............................130 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................1-1.5 х.ч.
   на спуске.........................1-1.5 х.ч.

   Участок N 2.
   Пересечь приледниковую террасу и моренные гряды ( 10-15 х.м.). Крутой фронтальный откос ледникового языка можно обой- ти как справа,так и слева по лобовой и береговым моренам (15- 30 х.м.).Но левый край более крутой и камнепадоопасен.Путь же правой стороной в целом окажется более протяжённым. Само же прохождение по обоим путям трудностей не вызывает.
   С тела ледника на юге хорошо просматривается протяжённое снежное седло - перевал Безымянный.
   Язык ледника в нижней своей части пологий ( до 10 гр.) и почти весь завален камнями.В 1 км выше - ледово-фирновое вол- нистое слегка наклонное плато, протяженностью около 800 м. За ним крутизна пути возрастает до 20-25 гр., а перед выходом на следующее выполаживание достигает 30-35 гр.Перепад высот меж- ду платообразными участками ледника составляет около 250 м , подъём занимает до 1 х.ч. Путь очевиден : по левому краю меж- ду подошвой бокового ледопада и ледовым бугром. Здесь и далее идти в связках.
   На выполаживании развилка путей. Влево, на востоке, пер. Хакель. Вправо, на западе, ледниковый кар на стыке Главного Кавказского хребта и Чотчинского отрога, с перевалами Хакель- Ачапара и Хакеь-Чотча. Прямо, на юге, перевал Безымянный.

   Пpотяжённость..............................4 км
   Пеpепад высот............................570 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ........................ 2 х.ч.
   на спуске.........................1-1.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................0.5 х.ч.
   на спуске.........................15-20 х.м.

   Участок N 3.
   Продолжить движение по леднику в южном направлении.Встре- чаются редкие небольшие трещины. Крутизна подъёма постепенно возрастает, достигая при подходе к перевальному взлёту 35-40 гр.
   Перевальный взлёт - широкий снежно-фирно-ледовый склон, протяжённостью 400-500 метров. В нижней части взлёта выдаётся характерный,округлой формы,размерами 200 на 100 метров скаль- ный выступ ( ориентир ).
   Подниматься на перевал проще,обойдя выступ справа по хо- ду (западнее). При обходе преодолевается зона крупных трещин, есть мосты, может потребоваться организация перил (30-40 мет- ров).

   Пpотяжённость..............................1 км
   Пеpепад высот............................170 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ...........................1 х.ч.
   на спуске...........................0.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме............................1 х.ч.
   на спуске...........................0.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме...........................15 х.м.
   на спуске............................15 х.м.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................2-4
   на спуске...............................2-4

   Участок N 4.
   Вдоль западной стороны скального выступа тянется верти- кальный ряд поперечных разрывов.Подъём к верхним из них спра- ва по 100-150 метровому снежному склону крутизной 25-30 град. Переход через одну из трещин, где имеется мост. Перила здесь (до 30 м) и на всём последующем пути подъёма на седловину.
   От трещины подъём влево-вверх (40 м.,45-50 гр.) к фирно- вому гребню,тянущемуся от скального выступа и постепенно схо- дящему на нет.Выйдя на гребень,подниматься прямо-вверх метров 300 до седловины,оставляя слева скальные выходы. Местами лёд. Крутизна достигает 50-60 гр.,перед выходом на седловину подъ- ём выполаживается.

   Пpотяжённость............................0.5 км
   Пеpепад высот............................290 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .........................2-3 х.ч.
   на спуске.........................1.5-2 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................2-3 х.ч.
   на спуске.........................1.5-2 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме.....................ок. 2-3 х.ч.
   на спуске......................ок.1.5-2 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................10-15
   на спуске.............................10-12

   ВСЕГО С СЕВЕРА:
   Пpотяжённость...........................10.5 км
   Пеpепад высот...........................1160 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................6-7.5 х.ч.
   на спуске.........................4-5.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме......................3.5-4.5 х.ч.
   на спуске.........................2.5-3 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме.......................ок.2-3 х.ч.
   на спуске........................ок. 2 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................12-19
   на спуске.............................12-16

CЕДЛОВИНА : снежно-каменистая, протяжённая (150-200 м), широ-

   кая, вода в небольшом озерке ( может быть покрыто
   льдом) в средней части; хороший обзор на север и
   юг, остальное пространство закрыто вершинами Ха-
   кель и Клычкаракая

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Ачапара ( юг ):

   Участок N 1.
   От Южного приюта перейти по мосту на правый берег Ачапа- ры и идти вглубь долины по тропе рядом с рекой через густой лес.В близи приюта и на опушках встретится несколько строений. В 3-3.5 км выше приюта мост и переход на левый берег, где на- ходятся 2 бревенчатых пастушьих балагана ( перепад высот от приюта - 215 м.).
   Следует иметь ввиду, что осенью и весной мост может быть разобран. Группам, идущим сверху долины,необходимо учитывать, что ниже моста более набитая тропа, уходящая вправо, поднима- ется на пастбища.
   Выше балаганов лес заметно редеет, тропа идёт через буко- вое криволесье и по высокотравью.Через 1.5 км на границе леса тропа по снежному мосту возвращается на правый берег.Недалеко находятся развалины бревенчатого коша. Дно верховья на значи- тельном протяжении занято лавинным снежником.Там,где он стаял обнажается каменисто-травянистая терраса.В нескольких сот мет- рах выше коша открывается полный вид на всё верховье.

   Пpотяжённость..............................5 км
   Пеpепад высот............................570 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................2-2.5 х.ч.
   на спуске...........................1.5 х.ч.

   Участок N 2.
   Выше долина перегорожена стеной бараньих лбов, с которых падают многочисленные потоки. Подъём к группе перевалов через Главный Кавказский хребет на участке между вершинами Хакель и Клычкаракая проходит по левому истоку р.Ачапара. Ущелье этого истока по отношению к направлению главной долины является бо- ковым и от верхнего коша ни оно,ни перевалы в его верховье не видны.
   Следует пройти в левый (орографически) угол долины ( ка- менисто-травянистая терраса,снежник ).Мощный лавинный снежник (35-45 гр.),перекрывающий устьевую часть левого истока,позво- ляет упростить прохождение нижней стены бараньих лбов.При по- следующем переходе со снежника на скалы через рантклюфт воз- можно потребуется перильная страховка.
   Дальнейший путь проходит по скально-травянисто-осыпному склону, рассечённому рядом глубоких, каньонообразных русел и кулуаров. Склон широкий,доступен для движения свободным ходом во многих местах. В основном путь идёт внизу по травянистым гребням и лёгким скалам с полки на полку, а выше по осыпям, снежникам,кулуарам и скальным рёбрам. Встречающиеся сбросы и скальные стенки обходятся.Крутизна - 30-40 град.,местами - 50 гр. На отдельных участках может потребоваться перильная стра- ховка. В средней части склона следует уйти от правого борта: там каньон с водопадами.
   Группам,проходящим этот склон на спуске и уходящим затем на Чотчинские перевалы или перевалы в хребте Хутый ( Ачапара, Дынькина,Ануква ) следует иметь ввиду, что низкая седловина в скально-травянистом гребне правого борта с западной стороны труднопроходима. Уходить на траверс надо в 30-40 х.м. ниже её по склону.
   Ориентирование при подъёме с юга затруднено, так как в гребне хребта нет чётко выраженных седловин и заметных ориен- тиров.
   На заключительных 300-500 м подъёма к перевалу надо пе- рейти ближе к правому борту,но при этом следует учитывать,что

   Пpотяжённость..............................4 км
   Пеpепад высот........................ок. м
   Вpемя движения:
   на подъёме ......................... х.ч.
   на спуске........................... х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................0-6
   на спуске...............................0-4

   Участок N 3. ( Не проходился, описание даётся на основа- нии визуального осмотра с седловины самого перевала и с южно- го склона перевала Хакель-Ачапара,носит предположительный ха- рактер).
   Перевальный взлёт - крутой, протяженный скальный склон. Нижняя его треть представляет собой монолитный отвес без ви- димых полок.Выше на перевал ведёт широкий, крутостенный кам- непадоопасный кулуар. Поэтому подниматься по отвесу следует в стороне от кулуара. Участок на всём протяжении пути проходит- ся с крючьевой страховкой.
   Сверху путь спуска до конца не просматривается, видна лишь часть пути по кулуару.Рекомендуется этот участок идти на спуске при наличии длинных верёвок (60-80 м).
   Существует и другой путь выхода на перевал.Начало подъё- ма в 150-200 м западнее. Характер склона - разрушенные скаль- ные рёбра перемежающиеся кулуарами.Средняя крутизна 50-60 гр., местами отвесы,камнепадоопасно.После выхода на гребень хребта траверсировать его на восток до перевальной седловины.

НОЧЛЕГИ: Организация биваков возможна на большей части пу-

   ти через перевал за исключением перевальных взлё-
   тов.

Рекомендуемые места ночёвок:

   При прохождении с севера на юг: приледниковая терраса на границе леса (1) в долине р. Хакель, на леднике Хакель под северным перевальным взлётом (при необ- ходимости), седловина перевала(2), травянисто-каменистые пло- щадки южного перевального склона (3).
   При прохождении с юга на север: травянистая терраса у верхнего коша (быв.) в долине р.Ачапара или травянисто-каменистые площадки южного перевального склона (1),щебенистые площадки под южным перевальным взлётом (2),сед- ловина перевала (3).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.):

Верёвка основная - 60мх2,40мх2 Ледорубы - 8 шт. Верёвка расходная - 6-8 м Карабины - 30 шт. Скально-ледовые молотки - 2 шт. Кошки - 8 п. Крючья скальные разные - 3-5 шт. Жумары - 8 шт. Ледобуры - 10 шт. Спуск.устройства-8 шт.

ПРИМЕЧАНИЯ:

   1.Перевал первовосходителями и последующими группами по- сещался в условиях плохой видимости (снегопад,туман), поэтому требуется корректировка данного описания при нахождении более оптимальных путей прохождения южного склона. Так как перевал полностью никем непроходился, то в описании не приведены тех- нические характеристики как отдельных участков,так и итоговые характеристики.
   2.Для прохода по долине Гоначхира,его истоков и притоков требуется получить пропуска:
   - в дирекции Тебердинского заповедника;
   - в Карачаевско-Черкесском погранотряде.
   3.Северный приют " Перевал Клухор ", филиал туркомплекса "Домбай",расположен на правом берегу р.Клухор С.(выс.2040м.), у начала перевального серпантина Военно-Сухумской дороги.Име- ется несколько коттеджей на 60 мест и площадки под палаточный лагерь.Приют являлся перевалочным пунктом Всесоюзного турист- ского маршрута N 43. В связи с закрытием этого и других мест- ных маршрутов приют был заброшен и по состоянию на август 1994 г.его домики были непригодны для проживания.С 12.08.94г. на территории приюта разместилась погранзастава. Рядом с при- ютом,но по другую сторону дороги располагается станция лавин- ной службы "Клухорский перевал" (выс.2037 м.).От приюта 17 км вниз по Военно-Сухумской дороге (перепад высот 600 м.) до Го- начхирского поворота ( 15-ый км шоссе Теберда-Домбай ),откуда можно уехать рейсовым автобусом.
   4.Южный приют "Клухори", филиал туристской базы имени ХХV съезда ВЛКСМ (г.Сухуми), находится на левом берегу р.Ача- пара вблизи её впадения в р.Клыч. Удобные,красивые коттеджи на 300 мест. На правом берегу располагаются домики туристско- го приюта бывшего Министерства обороны СССР. Рядом с мостом через Ачапару на правом берегу находится углекисло-железистый минеральный источник с небольшим дебитом.От приюта до селения Генцвиш ( до конечной остановки рейсового автобуса на Сухуми) 8 км по Военно-Сухумской дороге, перепад высот 360 м.

   Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

   Описание составлено по собственным восхождениям в 1975 и 1994 годах и прохождениям совпадающих участков соседних пере- валов в 1977,1979,1982 годах.

АВТОР: Киселев Вячеслав Александрович, г.Уфа,

   д.т.38-37-90, р.т.38-28-90.