БД-3

   БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ

НАЗВАНИЕ, к.с.,высота : Ч О Т Ч А, 2б, 3200, лд-ск,

   по топосхеме - 3161

РАСПОЛОЖЕН: в Главном Кавказском хребте в 2-2.5 км юго-запад-

   нее в.Хакель(3645.6) и метрах в 600 восточнее уз-
   ловой в.3355.0,от которой отходит хребет Хутый.

СОЕДИНЯЕТ: с севера - лед.Чотча, р.Чотча, р.Клухор С.,

   р.Гоначхир;
   с юга - р.Ачапара, р.Клыч.

НАЗВАН: первоначальное название Чотча-Клыч дано москов-

   кими туристами в 1959 году по названиям соединя-
   емых долин;другое название того же значения: Чот-
   ча-Ачапара;наиболее употребимое название,занесён-
   ное в перечень перевалов - Чотча, обозначающее
   имя собственное (карачаевское); согласно легенде
   так звали местного охотника,который погиб при вос-
   хождении на вершину, названной в этой связи его
   именем.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: - первовосхождение:

   Московский клуб туристов,г.Москва,
   Миронов Е.,1959 г.,в радиальном выходе
   с севера;
   - первопрохождение основной седловины:
   Московский клуб туристов, г. Москва,
   Арсенин В.В., 1967 г., 5 к.с.,с севера
   на юг;
   - первопрохождение ложной седловины:
   группа туристов Киевского радиозавода?,
   1963 г.

Другие прохождения:

ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: с 1986 по 1994 год основная седловина

   посещалась 4 раза,все группы из г.Уфы,
   в том числе 3 из с/к Гастелло.

УЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.:

ЛИТЕРАТУРА:

отчёты в библиотеках туристских клубов:

   а) Московский ГЦТК: N 1835,ДСО филиала ОКБ "Заря", г.Харь-
   ков ?,Великанов В.Е.,5 к.с.,1969 г.,
   с юга на север с прохождением ложной
   седловины; стр.9-10, фото NN 11-13.
   N 1859, Московский клуб туристов, г.
   Москва,Арсенин В.В., 1967 г., 5 к.с.,
   с севера на юг;стр. ... ,фото NN ..
   N 3296,с/к Гастелло,г.Уфа,Киселёв В.А.,
   1977 г., 5 к.с., стр.27-30 (описание
   совпадающих участков соседних пере-
   валов Чотча В. + Чотча + Ачапара, с
   севера на юг и запад,с краткими све-
   дениями по перевалу).

   б) Башкирский РТСК: N 650Г,Айсин С.Е.,Киселёв В.А.,1994г.,
   5 к.с., стр. ... , ф.NN ...
   ( с юга на север после прохождения
   пер.Хакель-Ачапара и захода на пер.
   Ачапара ).

другие источники: 1.В.Арсенин,Н.Бондарев,Э.Сергиевский.

   Горные путешествия по Западному Кав-
   казу. М., ФиС, 1976, стр. 144-146
   ( с севера на юг ).
   2.В.Арсенин.
   Рядом с Клухором. Альманах "Ветер
   странствий", N 6, М., ФиС, 1971.
   Стр.110,112,113 ( с севера на юг ).

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера - Северный приют

   " Перевал Клухор "
   с юга - Южный приют "Клухори"

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Клухор С. (сев.):

   Участок N 1.
   Наиболее короткий путь от Северного приюта в долину р. Чотчи идёт через станцию лавинной службы "Клухорский перевал". От приюта до СЛС 5 х.м. вниз по шоссе. Станция располагается слева от дороги.Пройдя по её территории вправо-вниз,за зарос- лями малины и нагромождением камней следует отыскать начало тропы. Путь идёт через хвойный лес над каньоном Клухора С. По тропе ходят в служебные маршруты работники станции, поэтому она поддерживается в хорошем состоянии.
   Спуск приводит к месту, где Клухор С. выходит из каньона на речную террасу (около 1920 м). Путь от приюта занимает 15 х.м., при прохождении в обратном направлении - 25 х.м., пере- пад высот - 130 м.
   Переход на левый берег в брод (0.5/К,ширина 8-10 м),иног- да по кладке.
   Оба склона долины реки Чотчи равноценно пригодны для дви- жения,тропы слабые, часто теряются. При движении от Северного приюта (или к приюту) предпочтительнее идти всё время правым склоном,так как при этом исключается переправа через р.Чотчу. В период весеннего межсезонья путь проходит по середине доли- ны из-за повышенной лавиноопасности массивов Чотчи и Доттах- кая.
   Идя правым склоном ( 30-45 х.м. ),в нижней части долины пересекается участок сырого леса. Последняя группа деревьев находится на травянистой террасе ( около 2000 м ) за гребнем древней морены.В близи остатки озера. Отсюда до приледниковой террасы главного ледника остаётся еще 1.5 (на спуске около 1) х.ч. пути по травянистым склонам и среднеглыбовым осыпям.Мощ- ная снежная пробка,встречающаяся на пути, позволяет без проб- лем перейти с берега на берег.
   На приледниковой террасе (около 2370 м) можно организо- вать удобный бивуак,есть ряд расчищенных площадок,у двух сло- жены ветрозащитные стенки.Топлива нет.

   Пpотяжённость..............................5 км
   Пеpепад высот:набор......................450 м
   сброс......................130 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................2.5-3 х.ч.
   на спуске.........................2-2.5 х.ч.
   Участок N 2.
   С приледниковой террасы перевал Чотча виден на Ю-Ю-В - это глубокое и протяженное понижение скалистого гребня. Выход на ледник трудностей не представляет.Подъём по конечной море- не в любом месте выводит на пологонаклонное нижнее ледниковое поле (ок.2600-2500), набор высоты составляет 230 метров.Сред- няя часть ледника - ледопад ( 45 гр. ) во всю ширину ледового склона. Прохождение возможно как в близи правого борта, так и левее середины. Трещины широкие и протяжённые,приходится мно- гократно траверсировать склон (связки),искать проходы,навеши- вать перила. Открытый изрезанный лёд чередуется снежниками, в нижней части ледопада в жаркий день стекают ручьи. Выбор пути зависит от снежно-ледовой обстановки. Чаще всего, особенно на спуске,проходят вдоль правого борта.Кроме того здесь в случае отсутствия мостов возможен обход разрывов по скалам ( осыпи, травянистые полки, бараньи лбы, местами крючьевая страховка). Весной ледник проходится по середине.
   За ледопадом к перевалу ведёт 300 метровый ( в верху до 40гр.) снежно-фирновый склон (связки,кошки).Выход к рантклюф- ту.

   Пpотяжённость..............................3 км
   Пеpепад высот............................750 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .........................4-6 х.ч.
   на спуске.........................3.5-5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме......................3.5-5.5 х.ч.
   на спуске.........................3-4.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме......................2.5-3.5 х.ч.
   на спуске.........................2-3.5 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................15-20
   на спуске..............................8-10

   Участок N 3.
   Заключительный скальный взлёт - ключевой участок перева- ла. Протяженность - 45-50 метров.Ширина рантклюфта 1-3 метра. Спуск в рантклюфт (страховка) и переход на скальный выступ. Подъём вверх-вправо по гладким скалам (есть полки) до переги- ба - небольшого нависающего участка.Выше на перевал ведёт сы- пучий кулуар,камнепадоопасно.
   Подъём осуществляется по одному, группа должна распола- гаться в стороне.Раздельная транспортировка рюкзаков осложне- на наличием полок.
   На седловине перевала крепление верёвки за большие камни или за ледоруб в снегу.
   Вариантов спуска может быть несколько.Один по пути подъ- ёма, другой,например,метрах в 8-10 западнее перевальной точки от сглаженного округлой формы скального выступа,камнепадоопас- но.
   Пpотяжённость...........................0.05 км
   Пеpепад высот..........................ок.40 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ...........................2 х.ч.
   на спуске.............................1 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме............................2 х.ч.
   на спуске.............................1 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме............................2 х.ч.
   на спуске.............................1 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................6-8
   на спуске.................................1

   ВСЕГО С СЕВЕРА:
   Пpотяжённость.............................11 км
   Пеpепад высот:набор.....................1240 м
   сброс......................130 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ......................8.5-11 х.ч.
   на спуске.......................6.5-8.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме......................5.5-7.5 х.ч.
   на спуске.........................4-5.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме......................4.5-5.5 х.ч.
   на спуске.........................3-4.5 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................21-28
   на спуске..............................9-11

CЕДЛОВИНА : протяженный (200-250 м), дугообразный гребень,со-

   стоящий в основном из средне и крупно глыбовых
   камней;на север гребень круто обрывается скальной
   стеной, с юга к нему в плотную подступает снежное
   поле, чуть возвышающееся над самой низкой частью
   гребня-перевальной точкой,где и сложен тур ( 1994
   г.);остатки разрушенного тура (камень-перо) нахо-
   дятся в нескольких метрах восточнее перевальной
   точки;ещё дальше на восток (15-20 м) есть площад-
   ка под вместительную палатку,огороженная каменной
   стенкой,ночевать можно и на снегу в близи гребня;
   седловина хорошо заметна с севера ( видна ещё с
   Военно-Сухумской дороги и Северного приюта ), при
   подъёме с юга седловина видна только при выходе
   на перевальный ледник;хороший обзор на север и юг,
   остальное пространство закрыто вершинами Хакель и
   Буульген.

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Ачапара ( юг ):

   Участок N 1.
   От Южного приюта перейти по мосту на правый берег Ачапа- ры и идти вглубь долины по тропе рядом с рекой через густой лес.В близи приюта и на опушках встретится несколько строений. В 3-3.5 км выше приюта мост и переход на левый берег, где на- ходятся 2 бревенчатых пастушьих балагана ( перепад высот от приюта - 215 м.).
   Следует иметь ввиду, что осенью и весной мост может быть разобран. Группам, идущим сверху долины,необходимо учитывать, что ниже моста более набитая тропа, уходящая вправо, поднима- ется на пастбища.
   Выше балаганов лес заметно редеет, тропа идёт через буко- вое криволесье и по высокотравью.Через 1.5 км на границе леса тропа по снежному мосту возвращается на правый берег.Недалеко находятся развалины бревенчатого коша. Дно верховья на значи- тельном протяжении занято лавинным снежником.Там,где он стаял обнажается каменисто-травянистая терраса.В нескольких сот мет- рах выше коша открывается полный вид на всё верховье.

   Пpотяжённость............................4.5 км
   Пеpепад высот............................500 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................2-2.5 х.ч.
   на спуске...........................1.5 х.ч.

   Участок N 2.
   Выше долина перегорожена стеной бараньих лбов, с которых падают многочисленные потоки. Подняться на верх нижней скаль- ной ступени (ригеля) можно по двум вариантам.
   Вариант N 1 Подъём справа по ходу.
   Подъём проходит по левому истоку р.Ачапара.Ущелье этого истока по отношению к направлению главной долины является бо- ковым и от верхнего коша оно не видно.
   Следует пройти в левый (орографически) угол долины ( ка- менисто-травянистая терраса,снежник ).Мощный лавинный снежник (30-40 гр.),перекрывающий устьевую часть левого истока,позво- ляет упростить прохождение нижней стены бараньих лбов.Идти по снежнику метров 200 и,немного не доходя до его верхнего края, уйти влево по ходу в забитый лавинным снегом кулуар.По кулуа- ру вверх метров 100 до скал. Переход со снежника на скалы че- рез рантклюфт,где может потребоваться перильная страховка(15- 20 метров).
   От снежника идти на северо-запад в направлении северного края левой ветви лед.Хутый.Путь проходит по скально-травянис- то-осыпному склону,рассечённому рядом глубоких, каньонообраз- ных русел и кулуаров.
   Вариант N 2 Подъём слева по ходу.
   Подниматься на юго-запад по правому борту долины Ачапары по 40 гр. травянистому склону в цирк перевала Ануква или по каменистому гребню,разделяющему ледники Хутый и Ануква В.Есть пастушьи и скотские тропки. За перегибом склон выполаживается до 15-20 гр. Отсюда надо траверсировать вправо (на северо-за- пад), идя уже по верху нижнего скального пояса,пересекая мно- гочисленные ложбины,ручьи,снежники,осыпи,скальные гряды. Тра- верс заканчивается на одной линии с северным краем левой вет- ви лед.Хутый. Путь технически не сложный,но более трудоёмкий, чем по варианту N 1, целесообразен в частичном исполнении при переходе от перевалов Чотчинско-Хакельской группы к перевалу Ануква.

   Пpотяжённость.........................ок.1.5 км
   Пеpепад высот............................200 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................1-1.5 х.ч.
   на спуске.............................1 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме........................0-0.5 х.ч.
   на спуске.........................0-0.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме........................0-0.5 х.ч.
   на спуске.........................0-0.5 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................0-1
   на спуске...............................0-1

   Участок N 3.
   Основная седловина перевала Чотча расположена в северо- западном углу цирка и дальнейший подъём на перевальный ледник с верха нижней ступени в основном идёт внизу по травянистым и осыпным полкам,а выше по снежникам ( кошки ) и лёгким скалам. Склон широкий,доступен для движения свободным ходом во многих местах, средняя крутизна - 25-30 гр.
   Ориентирование,особенно в тумане,затруднено, так как нет чётко выраженных и заметных ориентиров.В верху видны два снеж- ника, нависающие на бараньих лбах (ригелях) - бортовые откосы небольших ледников.Правый по ходу - перевальный ледник,на ко- торый и надо держать направление.
   Выход на верх скального ригеля справа по снежно-ледовому рукаву,30-40 гр.,перепад высот 140 м,30 х.м.
   По верху ригеля тянется каменистая полка,удобная для уст- ройства бивака, есть две расчищенные площадки под палатки (в начале лета могут быть под снегом), вода в изобилии,рядом ле- довый откос. Отсюда до перевала остаётся 10-15 х.м.,перепад высот-70 м, выход на пологое тело перевального ледника по 40- 45 гр. снежно-ледовому склону (20-30 м).
   На ледник можно выйти и восточнее (правее),но при этом в условиях плохой видимости велика вероятность уйти на ложную седловину.

   Пpотяжённость..........................2.5-3 км
   Пеpепад высот........................ок.1234 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .....................3.5-4.5 х.ч.
   на спуске......................ок.2-2.5 х.ч.

   ВСЕГО С ЮГА :

   Пpотяжённость..............................9 км
   Пеpепад высот........................ок.1934 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .....................6.5-8.5 х.ч.
   на спуске.........................4.5-5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме........................0-0.5 х.ч.
   на спуске.........................0-0.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме........................0-0.5 х.ч.
   на спуске.........................0-0.5 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................0-1
   на спуске...............................0-1

   ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

   Пpотяжённость.............................20 км

   Прохождение с севера на юг:
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
   Пеpепад высот:
   набор..............................1240 м
   сброс..............................2064 м
   Вpемя движения:........................13-16 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:..........5.5-8 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:....4.5-6 х.ч.
   Количество точек страховки:................21-29
   Категория трудности:..........................2б

   Прохождение с юга на север :
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
   Пеpепад высот:
   набор..............................2064 м
   сброс..............................1240 м
   Вpемя движения:........................13-17 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:............4-6 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:......3-5 х.ч.
   Количество точек страховки:.................9-12
   Категория трудности:.........................2а*

НОЧЛЕГИ: Организация биваков возможна на большей части пу-

   ти через перевал.

Рекомендуемые места ночёвок:

   При прохождении с севера на юг: приледниковая терраса лед.Чотча (1), седловина перевала или каменистые площадки на верхнем скальном поясе южного склона (2- при необходимости), Южный приют или долина р.Ачапара (2).

   При прохождении с юга на север: седловина перевала или каменистые площадки на верхнем скаль- ном поясе южного склона (1), Северный приют или долина р.Клу- хор С.(2).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.):

Верёвка основная - 2х40м Ледорубы - 8 шт. Расходная верёвка - 4-6 м Карабины - 20 шт. Скально-ледовые молотки - 2 шт. Кошки - 8 п. Крючья скальные разные - 5 шт. Жумары (С-Ю) - 8 шт. Ледобуры - 5 шт. Спуск.устройства-8 шт.

ПРИМЕЧАНИЯ:

   1.Ложная седловина расположена под вершиной 3281.0,севе- ро-восточнее истинной седловины. На ледник Чотча ведёт крутой узкий кулуар со снежником. Спуск идёт по снегу,льду и скалам. Выход на ледник (верхний край ледопада) занимает 2-3 х.ч.
   2.Для прохода по долине Гоначхира,его истоков и притоков требуется получить пропуска:
   - в дирекции Тебердинского заповедника;
   - в Карачаевско-Черкесском погранотряде.
   3.Северный приют " Перевал Клухор ", филиал туркомплекса "Домбай",расположен на правом берегу р.Клухор С.(выс.2040м.), у начала перевального серпантина Военно-Сухумской дороги.Име- ется несколько коттеджей на 60 мест и площадки под палаточный лагерь.Приют являлся перевалочным пунктом Всесоюзного турист- ского маршрута N 43. В связи с закрытием этого и других мест- ных маршрутов приют был заброшен и по состоянию на август 1994 г.его домики были непригодны для проживания.С 12.08.94г. на территории приюта разместилась погранзастава. Рядом с при- ютом,но по другую сторону дороги располагается станция лавин- ной службы "Клухорский перевал" (выс.2037 м.).От приюта 17 км вниз по Военно-Сухумской дороге (перепад высот 600 м.) до Го- начхирского поворота ( 15-ый км шоссе Теберда-Домбай ),откуда можно уехать рейсовым автобусом.
   4.Южный приют "Клухори", филиал туристской базы имени ХХV съезда ВЛКСМ (г.Сухуми), находится на левом берегу р.Ача- пара вблизи её впадения в р.Клыч. Удобные,красивые коттеджи на 300 мест. На правом берегу располагаются домики туристско- го приюта бывшего Министерства обороны СССР. Рядом с мостом через Ачапару на правом берегу находится углекисло-железистый минеральный источник с небольшим дебитом.От приюта до селения Генцвиш ( до конечной остановки рейсового автобуса на Сухуми) 8 км по Военно-Сухумской дороге, перепад высот 360 м.

   Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

   Описание составлено по собственным прохождениям в сентяб- ре 1974 (с севера на юг), в июне 1977 ( в радиальном выходе с юга при прохождении перевала Ачапара),в мае 1979 ( в радиаль- ном выходе с севера ), в августе 1994 ( с юга на север после прохождения перевала Хакель-Ачапара) годах.

АВТОР: Киселев Вячеслав Александрович, г.Уфа,

   д.т.38-37-90, р.т.38-28-90.