БД-3

   БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ

НАЗВАНИЕ, к.с.,высота : Х А К Е Л Ь - А Ч А П А Р А,

   2а, осенью 2а*, по перечню 3400,
   по топосхеме ок.3240, лд-ск

РАСПОЛОЖЕН: в Главном Кавказском хребте в 0.5 км восточнее в.

   Хакель (3645.6)

СОЕДИНЯЕТ: с севера - лед.Хакель,р.Хакель,р.Клухор С.

   с юга - р.Ачапара, р.Клыч

НАЗВАН: московскими туристами в 1975 году по названиям

   соединяемых долин

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: Московский Совет ДСО "Локомотив",г.Мос-

   ква, Парфёнов Н.С., 5 к.с., конец июля
   1975 г., с юга на север,3 место в Пер-
   венстве СССР по туризму (1975 г.)

Другие прохождения: с/к "Гастелло", г.Уфа, Киселев В.А.,

   3 к.с., 04.05.79 г., с севера на юг

ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: два последних посещения по состоянию на

   1994 год состоялись в 1988 и 1994 годах

УЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.: в малоснежный период усложняется про-

   хождение северного предперевального
   взлёта за счёт организации перильной
   страховки на льду или жёстком фирне.

ЛИТЕРАТУРА:

отчёты в библиотеках туристских клубов:

   а) Московский ГЦТК: N 2891, Парфёнов Н.С., 1975 г., 5 к.с.
   ( описание перевала с Ю на С )
   N 3296, Киселёв В.А., 1977 г., 5 к.с.
   стр. 23-25 (описание пути по лед.Ха-
   кель и краткие сведения по перевалу)

   б) Башкирский РТСК: N 650Г,Айсин С.Е.,Киселёв В.А.,1994г.,
   5 к.с., стр.... , ф.N ....
   ( описание перевала с севера на юг с
   последующим прохождением связки пе-
   ревалов Ачапара,Чотча ).

другие источники: 1.В.Арсенин,Н.Бондарев,Э.Сергиевский.

   Горные путешествия по Западному Кав-
   казу. М., ФиС,1976, стр.140-141(лед.
   Хакель), стр.145-146 (р.Ачапара)
   2.В.Арсенин,Н.Парфёнов.
   Новые спортивные маршруты на Запад-
   ном Кавказе. Альманах "Ветер стран-
   ствий",N 12, М., ФиС,1977г.,стр.131.
   (краткое описание перевала с С на Ю)

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера - Северный приют

   " Перевал Клухор "
   с юга - Южный приют "Клухори"

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Клухор С. (сев.):

   Участок N 1.
   От Северного приюта идти по тропе вверх по долине р.Клу- хор С. Тропа огибает слева холм с памятником (ориентир),после чего вскоре удаляется от реки. Поэтому следует сойти с тропы (от приюта ок.1км,20-30 х.м.),спуститься к Клухору С. и в за- висимости от уровня воды перейти речку вброд или по камням.
   Дальнейший путь через лесные заросли (бестропье) в глубь долины р.Хакель. На небольшой травянисто-каменистой террасе перед конечной мореной ледника Хакель удобные места для бива- ков. Здесь же граница леса.

   Пpотяжённость..............................5 км
   Пеpепад высот............................130 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................1-1.5 х.ч.
   на спуске.........................1-1.5 х.ч.

   Участок N 2.
   Пересечь приледниковую террасу и моренные гряды ( 10-15 х.м.). Крутой фронтальный откос ледникового языка можно обой- ти как справа,так и слева по лобовой и береговым моренам (15- 30 х.м.).Но левый край более крутой и камнепадоопасен.Путь же правой стороной в целом окажется более протяжённым. Само же прохождение по обоим путям трудностей не вызывает.
   С тела ледника на юге хорошо просматривается протяжённое снежное седло - это ложная седловина ( перевал Безымянный ). Истинный перевал также виден,он метрах в 600 западнее,у нача- ла восточного предвершинного взлёта Хакеля, но подъём на него кажется не логичным : он выше ложного и подъём на него выгля- дит сложнее.
   Язык ледника в нижней своей части пологий ( до 10 гр.) и почти весь завален камнями.В 1 км выше - ледово-фирновое вол- нистое слегка наклонное плато, протяженностью около 800 м. За ним крутизна пути возрастает до 20-25 гр., а перед выходом на следующее выполаживание достигает 30-35 гр.Перепад высот меж- ду платообразными участками ледника составляет около 250 м , подъём занимает до 1 х.ч. Путь очевиден : по левому краю меж- ду подошвой бокового ледопада и ледовым бугром. Здесь и далее идти в связках.
   На выполаживании развилка путей. Влево, на востоке, пер. Хакель. Прямо, на юге, перевал Безымянный. Вправо, на западе, ледниковый кар на стыке Главного Кавказского хребта и Чот- чинского отрога, с перевалами Хакель-Ачапара и Хакеь-Чотча.

   Пpотяжённость..............................4 км
   Пеpепад высот............................570 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ........................ 2 х.ч.
   на спуске.........................1-1.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................0.5 х.ч.
   на спуске.........................15-20 х.м.

   Участок N 3.
   К началу северного взлёта перевала Хакель-Ачапара можно пройти двумя вариантами.
   Вариант 1.Более короткий.
   Подъём в западный угол цирка по середине ледового склона (до 45 гр.),изрезанного крупными трещинами. В малоснежный пе- риод,когда стаивают снежные мосты,этот путь неприемлем.
   За перегибом ледник полого тянется в направлении перемы- чки между вершинами Хакель и Задняя Чотча (пер.Хакель-Чотча). Поверхность ледника волнообразная,рассечена рядом крупных тре- щин, в т.ч. тянущихся от правого борта и преграждающих прямой выход к подножию северного взлёта перевала Хакель-Ачапара.Об- ход трещин справа. По той же причине сюда приводит и путь по варианту 2.
   Вариант 2.
   Продолжить движение по леднику в южном направлении. Ори- ентир - характерный, округлой формы,размерами 200 на 100 мет- ров скальный выступ на склоне хребта в нижней части взлёта. Встречаются редкие небольшие трещины. Крутизна подъёма посте- пенно возрастает,достигая при подходе к скальному выступу 35- 40 гр. В близи выступа повернуть вправо и идти по направлению к Хакелю.Преодолевается зона крупных трещин,есть мосты, может потребоваться организация перил (30-40 метров).

   Пpотяжённость..........................1-1.5 км
   Пеpепад высот............................300 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................1.5-2 х.ч.
   на спуске.........................0.5-1 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме........................1.5-2 х.ч.
   на спуске.........................0.5-1 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме........................15-30 х.м.
   на спуске.........................15-30 х.м.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................2-6
   на спуске...............................2-6

   Участок N 4.
   С ледника подъём метров 30-50 по широкому снежно-фирно- вому склону под бергшрунд.Крутизна подъёма вначале 25-30 гр., перед бергшрундом возрастает до 40 гр. Бергшрунд широкий,про- тяжённый,но есть проходы. Дальнейший подъём проходит по сере- дине 300 метрового 40-45 гр. снежно-фирнового склона. При пе- реходе через бергшрунд и далее везде на фирне перильная стра- ховка, протяжённость которой (до 250-280 м) зависит от засне- женности склона и места перехода через бергшрунд.При прохож- дении в обратном направлении местами целесообразна организа- ция станций спуска на скальных гребешках правого борта.
   Снежник,по которому осуществляется подъём,постепенно су- жаясь,заканчивается в 80-100 метрах ниже перевального гребня, упираясь в скальный взлёт Хакеля. При этом перевальная точка по отношению к верхнему краю снежника располагается метрах в 50 восточнее (ориентир на поъёме). Поэтому можно,не доходя до самого верха снежника,перейти на скально-осыпной склон. В на- чале подъём по разрушенным скалам вверх или влево-вверх,затем по осыпной наклонной полке (20-25гр., ширина около 10 метров) подъём метров 60 вверх с выходом на боковое ребро у его стыка с главным хребтом. Переход на хребет по верху межгребневого угла (3-4 м по удобной каменистой полочке над крутым скальным желобом).Ещё несколько метров простого подъёма выводят на пе- ревальную точку.
   Весь участок от снежника до перевального гребня по опи- санному пути можно пройти с индивидуальной страховкой. Уход вправо потребует навеску перил.Камнепадоопасность участка на- иболее велика в нижней части,но камни из под ног на всём пути.
   В многоснежный период с перевального гребня на северную сторону местами свешивается снежный карниз,в т.ч. и в указан- ном межгребневом угле. Выбор точки выхода на хребет в зависи- мости от нахождения и состояния карниза.

   Пpотяжённость............................0.5 км
   Пеpепад высот............................200 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .........................4-6 х.ч.
   на спуске.......................... 2-3 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................3-5 х.ч.
   на спуске.........................1.5-2 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме..........................3-5 х.ч.
   на спуске.........................1.5-2 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................10-15
   на спуске...............................6-9

   ВСЕГО С СЕВЕРА:
   Пpотяжённость.............................11 км
   Пеpепад высот...........................1200 м
   Вpемя движения:
   на подъёме ....................8.5-11.5 х.ч.
   на спуске.........................4.5-7 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме......................5.0-7.5 х.ч.
   на спуске.......................2.5-3.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме...................ок.3.5-5.5 х.ч.
   на спуске....................ок.1.5-2.5 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме............................12-21
   на спуске..............................8-15

CЕДЛОВИНА : протяженный (100-150м),узкий скально-осыпной гре-

   бень,тур сложен на перевальной точке,рядом площад-
   ка под вместительную палатку,огороженная каменной
   стенкой,вода со снежника ( метров 100 ниже и пра-
   вее), хороший обзор на север и юг, остальное про-
   странство закрыто вершинами Хакель и Клычкаракая

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Ачапара ( юг ):

   Участок N 1.
   От Южного приюта перейти по мосту на правый берег Ачапа- ры и идти вглубь долины по тропе рядом с рекой через густой лес.В близи приюта и на опушках встретится несколько строений. В 3-3.5 км выше приюта мост и переход на левый берег, где на- ходятся 2 бревенчатых пастушьих балагана ( перепад высот от приюта - 215 м.).
   Следует иметь ввиду, что осенью и весной мост может быть разобран. Группам, идущим сверху долины,необходимо учитывать, что ниже моста более набитая тропа, уходящая вправо, поднима- ется на пастбища.
   Выше балаганов лес заметно редеет, тропа идёт через буко- вое криволесье и по высокотравью. Через 1 - 1.5 км на границе леса тропа по снежному мосту возвращается на правый берег.Не- далеко находятся развалины бревенчатого коша. Дно верховья на значительном протяжении занято лавинным снежником. Там,где он стаял обнажается каменисто-травянистая терраса. В нескольких сот метрах выше коша открывается полный вид на всё верховье.

   Пpотяжённость............................4.5 км
   Пеpепад высот............................500 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................2-2.5 х.ч.
   на спуске...........................1.5 х.ч.

   Участок N 2.
   Выше долина перегорожена стеной бараньих лбов, с которых падают многочисленные потоки. Подъём к группе перевалов через Главный Кавказский хребет на участке между вершинами Хакель и Клычкаракая проходит по левому истоку р.Ачапара. Ущелье этого истока по отношению к направлению главной долины является бо- ковым и от верхнего коша ни оно,ни перевалы в его верховье не видны.
   Следует пройти в левый (орографически) угол долины ( ка- менисто-травянистая терраса, снежник ). Здесь мощный лавинный снежник (30-40 гр.),перекрывающий устьевую часть левого исто- ка. Идти по снежнику метров 200 и, немного не доходя до его верхнего края, уйти влево по ходу в забитый лавинным снегом кулуар. По кулуару вверх метров 100 до скал. Переход со снеж- ника на скалы через рантклюфт,где может потребоваться периль- ная страховка ( 15-20 метров ).
   Дальнейший путь проходит по скально-травянисто-осыпному склону, рассечённому рядом глубоких, каньонообразных русел и кулуаров. Склон широкий,доступен для движения свободным ходом во многих местах. Направление движения на северо-восток и се- вер. В основном путь идёт внизу по травянистым гребням и лёг- ким скалам с полки на полку,а выше по осыпям,снежникам,кулуа- рам и скальным рёбрам. Встречающиеся сбросы и скальные стенки обходятся.Крутизна - 30-40 град.,местами - 50 гр.На отдельных участках может потребоваться организация перильной страховки. В средней части склона следует уйти от правого борта цирка : там каньон с водопадами.
   Группам,проходящим этот склон на спуске и уходящим затем на Чотчинские перевалы или перевалы в хребте Хутый ( Ачапара, Дынькина,Ануква ) следует иметь ввиду, что низкая седловина в скально-травянистом гребне правого борта с западной стороны труднопроходима. Уходить на траверс надо в 30-40 х.м. ниже её по склону.
   Ориентирование при подъёме с юга затруднено, так как в гребне хребта нет чётко выраженных седловин и заметных ориен- тиров.
   На заключительных 300-500 м подъёма к перевалу надо пе- рейти ближе к правому борту,но при этом следует учитывать,что крайне правые кулуары ведут на ложный перевал : Хакель-Ача- пара Верхний.

   Пpотяжённость............................4.5 км
   Пеpепад высот........................ок.1510 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .........................5-7 х.ч.
   на спуске...........................3-5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................0-6
   на спуске...............................0-4

   ВСЕГО С ЮГА :

   Пpотяжённость..............................9 км
   Пеpепад высот........................ок.2010 м
   Вpемя движения:
   на подъёме .......................7-9.5 х.ч.
   на спуске.......................4.5-6.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:
   на подъёме..........................0-2 х.ч.
   на спуске...........................0-1 х.ч.
   Количество точек страховки:
   на подъёме..............................0-6
   на спуске...............................0-4

   ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

   Пpотяжённость.............................20 км

   Прохождение с севера на юг:
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
   Пеpепад высот:
   набор..............................1200 м
   сброс...........................ок.2010 м
   Вpемя движения: 13-18 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой: 5-8.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: 3.5-6.5 х.ч.
   Количество точек страховки: 12-25
   Категория трудности:..........................2а
   осенью 2а*
   Прохождение с юга на север :
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
   Пеpепад высот:
   набор...........................ок.2010 м
   сброс..............................1200 м
   Вpемя движения: 11.5-16.5 х.ч.
   Вpемя движения со стpаховкой: 2.5-5.5 х.ч.
   в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: 1.5-4.5 х.ч.
   Количество точек страховки: 8-21
   Категория трудности:..........................2а
   осенью 2а*

НОЧЛЕГИ: Организация биваков возможна на большей части пу-

   ти через перевал за исключением перевальных взлё-
   тов.

Рекомендуемые места ночёвок:

   При прохождении с севера на юг: приледниковая терраса на границе леса (1) в долине р. Хакель, на леднике Хакель под северным перевальным взлётом (при необ- ходимости), седловина перевала или травянисто-каменистые пло- щадки южного перевального склона (2).
   При прохождении с юга на север: травянистая терраса у верхнего коша (быв.) в долине р.Ачапара или травянисто-каменистые площадки южного перевального склона (1),седловина перевала (2).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.):

Верёвка основная - 2х40м Ледорубы - 8 шт. Расходная верёвка - 4-6 м Карабины - 20 шт. Скально-ледовые молотки - 2 шт. Кошки - 8 п. Крючья скальные разные - 5 шт. Жумары - 8 шт. Ледобуры - 5 шт. Спуск.устройства-8 шт.

ПРИМЕЧАНИЯ:

   1.Требуется внести уточнение в перечень перевалов по За- падному Кавказу ( поз.3.1.27 ),поставив высоту согласно топо- схеме 3240 вместо 3400.
   2.Для прохода по долине Гоначхира,его истоков и притоков требуется получить пропуска:
   - в дирекции Тебердинского заповедника;
   - в Карачаевско-Черкесском погранотряде.
   3.Северный приют " Перевал Клухор ", филиал туркомплекса "Домбай",расположен на правом берегу р.Клухор С.(выс.2040м.), у начала перевального серпантина Военно-Сухумской дороги.Име- ется несколько коттеджей на 60 мест и площадки под палаточный лагерь.Приют являлся перевалочным пунктом Всесоюзного турист- ского маршрута N 43. В связи с закрытием этого и других мест- ных маршрутов приют был заброшен и по состоянию на август 1994 г.его домики были непригодны для проживания.С 12.08.94г. на территории приюта разместилась погранзастава. Рядом с при- ютом,но по другую сторону дороги располагается станция лавин- ной службы "Клухорский перевал" (выс.2037 м.).От приюта 17 км вниз по Военно-Сухумской дороге (перепад высот 600 м.) до Го- начхирского поворота ( 15-ый км шоссе Теберда-Домбай ),откуда можно уехать рейсовым автобусом.
   4.Южный приют "Клухори", филиал туристской базы имени ХХV съезда ВЛКСМ (г.Сухуми), находится на левом берегу р.Ача- пара вблизи её впадения в р.Клыч. Удобные,красивые коттеджи на 300 мест. На правом берегу располагаются домики туристско- го приюта бывшего Министерства обороны СССР. Рядом с мостом через Ачапару на правом берегу находится углекисло-железистый минеральный источник с небольшим дебитом.От приюта до селения Генцвиш ( до конечной остановки рейсового автобуса на Сухуми) 8 км по Военно-Сухумской дороге, перепад высот 360 м.

   Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

   Описание составлено по собственным прохождениям в мае 1979, в июне 1982 и в августе 1994 года и прохождениям совпа- дающих участков соседних перевалов в 1974, 1975, 1977 годах.

АВТОР: Киселев Вячеслав Александрович, г.Уфа,

   д.т.38-37-90, р.т.38-28-90.