.. .

Перевал Уллу-Муруджу (1Б*, 3300)

снежно-скальный
Прохождение: 02-03.08.96
Поход: II к.с.
Руководитель: Михайлов А.
Пер. Уллу-Муруджу находится в Кышхаджерском хребте (северные отроги Главного Кавказского хребта - Даутский узел) севернее в. Муруджинская Игла (непосредственно под ее северо-восточным ребром), и ведет из долины р. Рынджи, приток р. Даут, в долину р. Уллу-Муруджу, приток р. Теберда.

Подъем от р. Даут начинается в месте впадения в нее р. Рынджи. Тропа от развалин коша в низовьях р. Рынджи поднимается серпантинами по травянистому склону до выхода на почти плоскую травянистую террасу. На которой теряется . С террасы хорошо видна зубчатая гряда с 6 вершинами и 5 седловинами (Фото 1). Южная вершина - Муруджинская Игла, северная - Назалыкол. Пять седловин слева направо - перевалы Уллу-Муруджу, МТИЛП (1Б*, 3250, ск.), Рынджи-Муруджу (в классификаторе отсутствует), Локомотив (1Б*, 3350, ск.), Павлиний Глаз (в классификаторе отсутствует). Седловина пер. Уллу-Муруджу на самом деле не видна, гребень, в котором она находится, скрыт за треугольной вершинкой, отделяющей его от пер. МТИЛП, находящегося правее, зато просматривается ведущий к ней ледник .

Панорама Кышхаджерского хребта
Фото 1. Панорама Кышхаджерского хребта с перевала Исковцев

Подъем на ледник возможен двумя путями: по моренам справа по ходу и вдоль ручья, текущего из-под ледника. В обоих случаях по самому леднику следует подниматься вдоль скал справа, по закрытой снегом части, оставляя слева открытый ледник (Фото 2). В том месте, где скалы вдаются в ледник, есть несколько трещин, которые можно обойти по скалам. Перевальный взлет, видимый только в последний момент, представляет собой узкий кулуар, верхние три четверти которого забиты снегом (Фото 3), нижняя четверть - разрушенные скалы. Общая протяженность кулуара - 75-100 м веревки. Необходима страховка на скальных крючьях, ледорубах и/или скальных выступах.

На седловине мы подготовили площадки для двух палаток. Кроме того, одну палатку можно поставить на снегу в верхней части кулуара.

Спуск на запад по закрытому леднику с участком открытого льда на 1 веревку (ее можно закрепить на скалах метров на 20 ниже седловины) (Фото 4). Левее седловины уходить по леднику нельзя, т.к. там в любое время суток идут камни. Спускаться нужно вдоль скал справа, смещаясь в сторону видимого на другом краю ледника черного скального бугра (Фото 5). На снегу в зависимости от погоды также может понадобиться страховка (2-3 веревки).

Далее спуск по осыпям, моренам и травянистым склонам, и далее по правому берегу р. Уллу-Муруджу. На спуск по долине Уллу-Муруджу от осыпей до р. Теберда следует планировать не менее 1 ходового дня.

Фото 2 Фото 2. Подъем к пер. Уллу-Муруджу со стороны долины р. Даут

Фото 3 Фото 3. Кулуар пер. Уллу-Муруджу. Вид с седловины

Фото 4
Фото 4. Седловина пер. Уллу-Муруджу. Вид со стороны р. Уллу-Муруджу

Фото 5
Фото 5. Перевал Уллу-Муруджу. Седловина справа.