В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика
ЧАСТЬ XII. ДНЕВНИКИ.
... Что касается "Дневников", то это песни особого свойства. Если мы привыкли к тому, что самодеятельная песня - это чаще всего баллада, что она, отталкиваясь от какой-то темы, разворачивает целую цепь размышлений с определенным сюжетом, то, например, этюды, которые иногда у меня получаются, представляют собой какие-то укрупненные зарисовки одной детали, одного жизненного узла, одной темы, одного образа в подробностях, но без особенного развития сюжета... А "Дневники" отличаются тем, что они просто передают обстановку, как дневниковая запись: "Были там-то. Ели то-то. Разошлись в таком-то настроении". Так и эти песни - и те, которые входят в число часто исполняемых, и другие. Это просто фиксация конкретных событий конкретных дней, поэтому они чаще всего не имеют своих названий, а просто датируются этими днями, хотя сами песни пишутся, бывает, и позже...
Дневниковые записи от двадцатого и двадцать первого мая касаются одного тяжелого разговора с другом об одной тяжелой жизненной ситуации, разговора нелицеприятного, где-то даже злого, но закончившегося очень хорошо, после чего я сел в самолет и улетел из Сибири в Европу. Самолет уходил поздно, и как только он взлетел, сразу обнаружилась граница между ночью и днем на горизонте сзади, и вот было такое сидение в мягком кресле после тяжелого разговора, своеобразный пир во время чумы, потому что разговор этот был вызван цепью тяжелых событий, в которых оказались близкие мне люди, и не потерять хотя бы одного из них - это и был тот самый пир...
, , Самолет настырно кружит Am F , , , в темном пламени зари. Dm7 Esus E7 , , (Утерев слезу снаружи, Am Dm7 , , , тридцать три пущу внутри... F G7 C , , Посидим: велит примета... F Em , , Не взыщите - все, что смог...) F A9- , , Он меня, как Ганимеда, Dm Am , , , цепко схватит за химок. H7 E7 Am , , Он меня, как Ганимеда, Dm Am , , , , цепко схватит за химок. H7 E7 Am E7/5+ Пролегла моя прямая через тридцать три реки. Объезжающе сжимаю запасные кулаки. Тридцать три свинцовых морды, с каждой мордой - смертный бой. Ни хрена ! Живой иль мертвый, разочтусь за нас с тобой !
, , Пир. Чума. Упоенье. Нега. Am Dm6 , , , , Облака в голубой пыли. Am Am7 Dm Dm7+ , , , В три часа на востоке небо Dm7 G7 C , , , отделяется от земли. B7 H7 E7 , , , Утро вечера мудренее, Am6 H7 Em7 , , , , , так огнем оно все гори ! - Gm A7 Dm Dm7+ Dm7 , ,, и тревоги мои чернеют, Dm6 E7 F7 , , , отгорев на костре зари. Dm E7 Am Щам вчерашним и лапоть - мера, все забросил бы и хлебал. Ослепительна дура-вера. Обалденье! Холера!! Бал!!! Лишь девчонки стоят в сторонке, сплетню голую теребя. Факты любят одни подонки, чистоплюи - самих себя. Остается как будто мелочь: непонятно лишь ни фига, как из лучшего друга сделать компетентнейшего врага. Говорят, это адски просто: был бы друг, вся собака в нем... ... Между тифом и черной оспой мы бокалы свои столкнем ! 1979.
, , Невидимкой странный дым Am D7 , , по земле разползся плоско. G7 C , , , Это утро пахнет воском, F F7+ Dm7 , , что за год идет за ним? H7 E7 , , , Может, тот грядет в дыму A+3 A D7+ , , год непрошенный, который Dm7 G7 C , , , похоронною конторой F F7+ Dm7 , станет мне, H-9 , тебе, E7 , ему? Am Пальцы чьей-нибудь руки между прочим (впрочем, дескать) с восковым мертвящим блеском день и ночь плетут венки. Солнце в них мигнет, взойдя. Вот и первая примерка - чтобы память не померкла до апрельского дождя. Невидимкой странный дым по земле расползся плоско. Это утро пахнет воском - страшный год идет за ним?.. Врешь! И дым совсем не тот - , , , это запах вешних вишен, Dm7 Gsus C , , , это гул пчелиный слышен, F A7 D7+ , это май. A , Он здесь. E7 , Он ждет! A 3 января 1976 г.